Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Магистратура

Магистратура

Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина осуществляет набор для обучения по программам магистратуры по следующим направлениям подготовки:


ФАКУЛЬТЕТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВ.

Направление подготовки 50.04.04 «Теория и история искусств»
Приём заявлений будет осуществляться на очную и заочную форму обучения.

Вступительные испытания: 
1.Устный: "Теория и история искусств".
2. Письменный: "Анализ художественного произведения".

Требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим в магистратуру, при сдаче устного и письменного экзамена:

1.     Знания истории изобразительного искусства в объеме бакалавриата;

2.     Продемонстрировать способности и навыки анализа художественного произведения в культурологическом контексте;

3.     Иметь общее представление о крупнейших музейных собраниях и основной искусствоведческой литературе;

4.     Иметь общие представления об истории Академии Художеств и специфике искусствоведческого образования в Академии.


Программы и темы для подготовки к письменному экзамену "Анализ художественного произведения"

1. Представители искусства Раннего Возрождения в Италии.

2. Леонардо да Винчи - художник и теоретик.

3. Рафаэль. Монументальное и станковое творчество.

4. Микеланджело – живописец, скульптор, архитектор.

5. П.П. Рубенс и живопись барокко.

6. Произведения Рембрандта в собрании Эрмитажа.

7. Д.Веласкес - портретист.

8. Живопись и графика Ф. Гойи.

9. Классицизм и романтизм во французском искусстве (Ж.-Л.Давид и Э.Делакруа).

10. Французский импрессионизм, его возникновение и крупнейшие представители.

11. Роль А.Матисса и П. Пикассо в формировании искусства ХХ века.

12. Высокий русский иконостас. Структура и иконография.

13. Андрей Рублев как уникальное явление отечественной культуры.

14. Искусство Петровской эпохи: архитектура, живопись, графика.

15. Ф.-Б.Растрелли и архитектура Петербурга середины XVIII века.

16. Портретная живопись Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского в коллекции Русского музея.

17. Академия художеств и русское искусство XVIII - первой трети XIX века.

18. К.И Росси и его роль в формировании архитектуры Петербурга.

19. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» и ее место в отечественной культуре.

20. Картина «Последний день Помпеи» К. Брюллова и ее роль в развитии русского искусства.

21. Живопись П. Федотова – от романтизма к реализму.

22. Формирование и развитие русского пейзажа во второй половине XIX века. А.Саврасов, И. Шишкин, Ф.Васильев, И. Левитан, А.Куинджи.

23. И.Крамской – живописец и теоретик реалистического искусства.

24. Историческая живопись В.И. Сурикова.

25. Живопись И.Е. Репина в собрании Русского музея.

26. Товарищество передвижных художественных выставок и его основополагающая роль в развитии отечественной культуры.

27. В. Г. Перов и русская реалистическая живопись 1860-х годов.

28. Произведения М. Антокольского в Русском музее.

29. В. Серов - портретист.

30. М. Врубель и поиски новых путей в русском искусстве рубежа веков. Символизм.

31. Объединение "Мир искусства" - культурологические принципы и художественная практика.

32. Советское искусство 1920 -х годов. Основные группировки и мастера.

 

Программы и темы для подготовки к устному экзамену по «Теории и истории искусств»

1. Ансамбль Афинского акрополя.

2. Джотто и искусство Проторенессанса.

3. Художественное и теоретическое наследие Леонардо да Винчи.

4. Рафаэль как выдающийся художник Высокого Возрождения.

5. Эволюция творчества Микеланджело.

6. Живопись и графика Альбрехта Дюрера.

7. Караваджо и его значение в развитии европейского искусства.

8. П.П. Рубенс и фламандское искусство XVII века.

9. Творчество Рембрандта.

10. Д.Веласкес и искусство Испании XVII века.

11. Классицизм и неоклассицизм в архитектуре Франции.

12. Творчество Ф. Гойи.

13. Ж.-Л. Давид и французская живопись конца XVIII - начала XIX века.

14. Э. Делакруа и французский романтизм.

15. Французский импрессионизм. Общая характеристика и главные мастера.

16. Постимпрессионизм. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген.

17. Эволюция творчества П. Пикассо.

18. Живопись и графика А.Матисса.

19. Итальянская скульптура XX века.

20. Эволюция древнерусской храмовой архитектуры.

21. Структура и иконография высокого русского иконостаса.

22. Художественное наследие Андрея Рублева.

23. Искусство России Петровской эпохи.

24. Творчество Растрелли и русская архитектура середины XVIII века.

25. Основание Российской Академии художеств и ее значение для развития отечественного искусства.

26. Классицизм в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX века.

27. Архитектура Петербурга второй половины XVIII - первой трети XIX века.

28. Русская портретная живопись второй половины XVIII века. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

29. Русская скульптура XVIII - первой половины XIX века.

30. Творчество К.И Росси.

31. Творчество Александра Иванова.

32. Романтизм в русском искусстве первой половины XIX века. К. Брюллов, С. Щедрин, О. Кипренский и д.р.

33. П. Федотов и русская жанровая живопись первой половины XIX века.

34. Эволюция русской пейзажной живописи второй половины XIX века. А.Саврасов, Ф.Васильев, И. Шишкин, И. Левитан и др.

35. Русская портретная живопись второй половины XIX века.

36. Историческая картина второй половины XIX века. Передвижники и академисты.

37. Творчество В.И. Сурикова.

38. Творчество И.Е. Репина.

39. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и его влияние на развитие русского реалистического искусства второй половины XIX века.

40. Эволюция бытового жанра в русском искусстве второй половины XIX века. В. Перов, В. Маковский и др.

41. М.М. Антокольский и русская скульптура второй половины XIX века.

42. В. Серов и русский портрет рубежа XIX - XX веков.

43. М. Врубель и русский символизм конца XIX - начала XX века.

44. Художественные группировки в русском искусстве конца XIX - начала XX века (Мир искусства, Голубая роза, Союз русских художников и др.)

45. Творчество крупнейших представителей русского авангарда - В.Кандинский, К. Малевич, П. Филонов и др.

46. Советское искусство 1920 - 1930-х годов.

47. Российское академическое искусство второй половины ХХ века. Тенденции и крупнейшие мастера.


Список рекомендованной литературы для подготовки к экзаменам




ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРЫ.

Направления подготовки по программам магистратуры:
07.04.01 «Архитектура»
07.04.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»
Прием будет осуществляться на очную форму обучения.

В направления обучения входят следующие программы:
  • «Архитектура общественных зданий и сооружений»
  • «Ландшафтная архитектура»
  • «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»
  • «Теория и история архитектуры»

Абитуриентам необходимо подать реферат по теме будущего магистерского исследования. После оглашения результатов абитуриент может быть допущен до собеседования.

Вступительные испытания:

1. Реферат по ГОСТу актуальной на момент предоставления реферата версии.

2. Собеседование по теме реферата и сопутствующим разделам истории, методологии и основ теории градостроительства, архитектуры, реконструкции и реставрации архитектурного наследия.

3. Контрольный проект на заданную тему; выполняется на планшете размером 100 см на 100 см с натянутым на него бумагой (планшет предоставляется Академией). Время исполнения 18 часов. Материалы: графитный карандаш, акварель.




Вопросы к собеседованию для поступления в

магистратуру кафедры архитектуры

по направлению подготовки 07.04.02

«Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».



1. Типы деятельности с архитектурным наследием в Европе.

2. Традиции деятельности с архитектурным наследием стран Юго-восточной Азии.

3. Традиции деятельности с архитектурным наследием на Руси.

4. Общественное мнение в формировании отношения к архитектурному наследию, примеры взаимосвязи.

Понятийный аппарат методологии реставрации памятников архитектуры: методы и приёмы архитектурной реставрации

Понятие методологии деятельности, её содержание.

Понятие методологии научных исследований, её содержание.

Архитектурное и архитектурно-реставрационное мышление: общность и различие.

Соотношение понятий «знание» и «мнение», общественное мнение в постмодернистской философии.

Специфика понимании истории в мифологическом мировоззрении Античности и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.

Специфика понимании истории в мировоззрении Средневековья и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.

«Великие идеи» архитектурной реставрации, хронология их формирования и сущность.

Утилитаризм в отношениях к архитектурным сооружениям, возникновение понятия их сакральной значимости.

5. Древняя Греция и развитие сакральной значимости культовых объектов.

6. Отношение к архитектурным сооружениям прошлого в Древнем Риме. Формирование общественной, мемориальной и художественной значимости.

7. Темпы строительных работ в Средневековье и их влияние на последующее формирование реставрационных методик.

8. Движение гуманизма и его отношение к архитектурному наследию.

9. Примеры реставрационных работ в эпоху Возрождения.

10. Эпоха Возрождения и отношение к архитектурному наследию Античности.

11. Увлечение античным наследием в ХУ111 веке, причины и особенности.

Труды Винкельмана и их воздействие на формирование исторического подхода к развитию искусства.

Роль трудов Винкельмана в формировании основ научной методики деятельности с архитектурными сооружениями прошлого.

Первые примеры восстановления архитектурных памятников в Русском государстве, родственные понятию «реставрация».

12. Первые реставрации начала Х1Х века на примере реставрации Колизея.

13. Первые реставрации начала Х1Х века на примере реставрации Арки Тита.

14. Отношение к памятникам архитектуры в эпоху романтизма.

15. Эмпирические реставрации конца ХУ111 века, причины возникновения и их характеристики.

16. Романтические реставрации первой половины Х1Х века, причины возникновения и их характеристики.

17. Критика романтических реставраций.

18. Предпосылки развития стилистических реставраций.

19. Характеристика работ периода стилистических реставраций в Западной Европе.

20. Виолле-ле-Дюк и его основные работы по реставрации памятников архитектуры.

21. Взаимосвязь реставраций Виолле-ле-Дюка и общественного мнения.

22. Предпосылки развития археологического подхода к реставрации памятников архитектуры.

23. Характеристика работ периода археологических реставраций на рубеже Х1Х-ХХ веков в Западной Европе.

Художественно-археологические реставрации в России. Щусев и реставрация храма в Овруче.

24. Классификация методов реставрации по Михайловскому.

25. Классификация методов реставрации по Щенкову, методические основы классификации.

26. Классификация приёмов реставрационных работ, примеры реставраций.

27. Первые международные документы, закрепляющие методы и приёмы реставрации памятников архитектуры.

28. Афинская декларация 1931 гола Джованнони, её характеристика.

29. Восстановительные работы и возврат к целостным реставрациям в Европе, их характеристика после Второй мировой войны.

30. Развитие европейской методики реставрации. Дискуссии на Пятом национальном конгрессе итальянских историков архитектуры в Перуджи в 1948 году.

31. Концепция «Критической реставрации» Р. Пане и Р. Бонелли, теория «Потенциального единства» Чезаре Бранди, их характеристика.

32. Первый международный конгресс реставраторов в Париже в 1957 году, его решения.

33. Стабилизация методических основ деятельности с архитектурным наследием. Международная «Хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест» 1964 года, принятая на Втором конгрессе реставраторов в Венеции, её характеристика.

34. Создание международной организации по охране архитектурного наследия.

35. Создание международной законодательной базы сохранения архитектурного наследия.

35. Особенности деятельности с Петербургским архитектурным наследием в связи с включением его исторического центра в Список Всемирного наследия под номером 540.

36. Формирование законодательной основы для работы с архитектурным наследием С.-Петербурга.

37.Особенности реставрации объектов храмового зодчества в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

38. Воссоздание уникальных объектов архитектурного наследия и его влияние на методологию реставрации памятников архитектуры.


Рекомендуемая литература.


Михайловский Е В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М.: Издательство литературы по строительству, 1971. -191 с.: ил.

Методика реставрации памятников архитектуры. Под общей редакцией Е.В. Михайловского. – М. Стройиздат. 1977. – 103 с.

Восстановление памятников культуры: (Проблемы реставрации) / Предисл. и общ. ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Искусство, 1981. – 232 с., 59 л. ил. (Статьи Михайловского и Штендера).

Консервация и реставрация памятников и исторических зданий / Пер. с фр. Н.И. Суходрев и Ж.С. Розенбаума. – М.: Стройиздат, 1978. -320 с.: ил.

Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин. – Л.: Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1983. – 312 с., ил.

Реставрация памятников архитектуры: учебное пособие / Под общ. ред. С.С. Подъяпольского. - М.: Стройиздат. 1988. -264 с.: ил.

Пруцин О.И. Теоретические и методические основы реставраций. исторического и архитектурного наследия. - М.: Академия реставраций. 1997.

Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. – М.: Изобразительное искусство. 1999. -184 с.

Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - М.: ТЕРРА-книжный клуб, 2002. -528 с.: ил.

К.В. Рыцарев, А.С. Щенков. Европейская реставрационная мысль в 1940-1980 годы: пособие для изучения теории архитектурной реставрации. – М.: Рохос, 2003, -96.

Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - М.: Памятники исторической мысли. 2004. -696 с.: ил.

Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. – М.: Эдсмит, 2004. – 344 с.: ил.

Реставрация памятников истории и искусства в России в Х1Х-ХХ веках. История, проблемы / А.Б. Алёшин, Ю.Г. Бобров и др. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. -604с.

А.С. Щенков. Реконструкция исторической застройки в Европе во второй половине ХХ века: историко- культурные проблемы. –М.: ЛЕНАРД, 2011. -280 с.: ил.

А.С. Щенков. Реконструкция исторических городов. –М.: Памятники исторической мысли, 2013. -420 с.: ил.

Л.И. Таруашвили. Рим в 313 году. Художественно-исторический путеводитель по столице древней империи. – М.: СТАТУТ, 2010. -277 с.

Чезаре Бранди. Теория реставрации и другие работы по темам охраны, консервации и реставрации. Nardini Editore 2011.

Донаван Рипкема. Экономика исторического наследия (Национальный траст по сохранению исторического наследия). Практическое пособие для руководителей. –М.: ЗАО «Билдинг». 2006. – 156 с.


Жирным шрифтом выделена литература, изучение которой необходимо в первую очередь.


ФАКУЛЬТЕТ ЖИВОПИСИ

Направление подготовки 54.04.04 «Реставрация»

Квалификация: «Магистр»

Нормативный срок обучения 2 года

Форма обучения – очная

Вступительные испытания включают в себя:

1.Письменный реферат (объем 5-7 страниц)

2.Устный экзамен (один устный вопрос и практическое задание)

3.Собеседование по специальности (необходимо представить портфолио, состоящее из работ рисунку, живописи и копированию, от 3 до 5 произведений по каждому виду)

 

Темы рефератов для магистратуры Реставрация:

1.Применение гелей в реставрации живописи

2.Подбор растворителей для удаления поздних наслоений в живописи

3.Традиционные методики консервации памятников иконописи. Достоинства и недостатки.

4.Современные синтетические материалы в реставрации.

5.Вакуумные системы дублирования живописи на холсте.

6.Основные положения современной научной реставрации памятников искусства и культуры.

7.Превентивная консервация.

8.Восполнение утрат. Эстетические, художественные и технологические аспекты.

9.История отечественной реставрации памятников искусства и культуры. Основные этапы.

10.Проблемы этики в консервации-реставрации культурного наследия.

11.Сложение принципов отечественной реставрационной школы.

12.Воссоздание и Реставрация. Сходство и различие методологий.

13.Смолы в истории живописи.

14.Диагностика произведений живописи.

15.Консервация-реставрация. Цели и задачи.

Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру «Реставрация»:

1.Конструкция иконной доски. Исторические особенности обработки иконных досок.

2.Реставрация живописи в России в 18 в. Школа Митрохина.

3.Основы в живописи, виды холста.

4.Микроорганизмы и насекомые, вызываемые ими разрушения живописи.

5.Современные принципы научной консервации и реставрации. Основные положения профессионального этического кодекса.

6.Правила ведения и состав реставрационной документации.

7.Методики укрепления живописи на различных основах.

8.Нормы и правила реставрационной фотофиксации.

9.Археологические принципы консервации и реставрации. Венецианская хартия 1964.

10.Понятие о реставрации. Виды реставрационного воздействия.

11.Основные причины и виды разрушений живописи.

12.Современные материалы и методы консервации и реставрации живописи.

13.Принципы и методы восполнения утрат живописи.

14.Требования к реставрационным материалам.

15.Превентивная консервация. Основные направления.

16.Принципы советской реставрационной школы. Концепция И.Э. Грабаря.

17.Реставрационные исследования. Диагностика произведений живописи.

18.Современные методы дублирования живописи.

19.Материальная структура живописи. Техники и материалы.

20.Традиционные методы укрепления живописи на холсте.

21.Раскрытие живописи от поздних наслоений. Принцип подбора растворителей.




Сроки приема документов: 20 июня 2022 - 20 июля 2022