Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Сборник материалов Международной научной конференции "Академия художеств в прошлом и настоящем"

                                                       Читать сборник

Предлагаемый вниманию читателя сборник включает доклады, представленные на международной научной конференции «Академия художеств в прошлом и настоящем» в Конференц-зале Академии в ноябре 2017 г. Конференция, вошедшая в программу VI Санкт-Петербургского международного культурного форума, была приурочена к 260-летию со дня основания Академии художеств в Санкт-Петербурге. В течение трех дней предполагалось заслушать заявленные к участию 53 сообщения. Непредвиденное нарушение хода заседаний, вызванное оказавшейся ложной угрозой теракта, не позволило выступить всем участникам. В сборнике публикуются тексты большинства докладов, включая и те, что были представлены заочно. В истории Академии существует несколько дат, определяющих ее начало. В 1724 г. Пётр I подписал указ об учреждении Академии, в «которой бы языкам учились, также прочим наукам и знатным художествам». Для нее даже было выделено место на набережной Невы на Васильевском острове в Петербурге. Некоторыми важными для академической истории вехами отмечено царствование Анны Иоанновны. Наконец императрица Елизавета Петровна в 1757 г. решает учредить «особую трёх знатнейших художеств академию», которая первые шесть лет находилась в Москве. И только в 1764 г. Екатерина II утверждает Устав академии, жалует ей привилегии и начинает строительство здания на Неве, в котором Академия располагается и поныне. Возможно, это многообразие дат и событий в становлении одной из старейших в Европе академий художеств повлияло на обсуждение в программе нынешней конференции широкого круга тем из истории и современности. История и структура Санкт-Петербургской Академии художеств, аналогичная другим знаменитым академиям Европы – в Риме (1754), Дрездене (1764), Лондоне (1768), Вене (1772), Милане (1776), Флоренции (1784), – предопределила тематику многих докладов. Как и другие академии, российская включает в себя высшее художественное учебное заведение, музей и библиотеку. Научные исследования, представленные на конференции, были посвящены истории школы и ее художественных коллекций, отдельным художественным произведениям академиков, роли академического искусства в культурной жизни в прошлом и настоящем и актуальным проблемам современного академического искусства. Первая часть докладов была посвящена презентации и современной деятельности художественных институций: парижской Школы изящных искусств (Эммануэль Шварц), Королевской Академии изящных искусств Дании (Санне Кофод Олсен), Афинской школы изящных искусств (Димосфенис Аврамидис), Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо (Хосе Мария Лусон Ноге), Римской академии изящных искусств (Тициана Д’Акилле), Университета искусств Мусашино в Токио (Таданори Нагасава), Академии изящных искусств Брера (Марко Менегуццо), Лейденского университета (Шенг Схейен), Академии изящных искусств Каррары (Антония Чампи), Школы изящных искусств в Глазго, Шотландия (Кеннет Томас Нейл), Латвийской академии художеств (Дайна Лаце). В историческом разделе были представлены доклады о роли Академии художеств в сохранении мирового и национального культурного наследия (Ю. Г. Бобров, М. А. Гаганова), освещены малоизвестные страницы творчества архитектора И. И. Горностаева (В.-И. Т. Богдан), живописца Генриха Семирадского (Мария Нитка), скульпторов Н. С. Пименова (О. А. Кривдина) и П. А. Клодта (Е. А. Клишевич). Целый ряд докладов был посвящен истории академических коллекций: фарфора (Р. М. Байбурова), гравюры (Е. А. Плюснина) и вопросам ее атрибуции (А. Н. Алексеева), собрания Фарсетти (С. О. Андросов), созданию музея скульптуры (Е. М. Андреева), собрания слепков резных камней (Е. Н. Дмитриева) и отдельным произведениям мирового искусства. История академического художественного образования, его формы и воздействие на культуру России рассматриваются в докладах Р. В. Головенковой, Е. А. Боровской, А. М. Муратова, О. Д. Баженовой, Т. П. Сайгушкиной. Преемственность традиций на примере работы вновь созданного медальерного класса освещена в докладе М. А. Чаркиной. Эпохе преобразований в Академии в XX в. и творчеству художников модернистских направлений посвящены сообщения Э. М. Глинтерник, Т. Б. Коробкиной. Различные аспекты современного искусства в творчестве академических художников поднимаются в докладах С. М. Грачёвой, О. В. Батуриной, Н. С. Кутейниковой, О. Ю. Кошкиной, Е. А. Ржевской и других. Конференция стала трибуной для обсуждения широкого круга проблем, которые редко сводятся вместе. Собранные в историческом Конференц-зале бывшей Императорской Академии художеств, выступления участников позволили уточнить важные моменты истории Академии, подчеркнуть ее роль в прошлом и настоящем, выявить насущные проблемы современного художественного образования в свете актуальных запросов общества. Главный итог обсуждения можно видеть в том, что все академии художеств как уникальное своеобразное порождение европейской культуры стоят перед общей задачей – поиском мудрого баланса между верностью традициям и следованием новациям современного искусства. Ю. Г. Бобров, доктор искусствоведения, профессор, академик Российской академии художеств