Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина осуществляет набор для обучения по программам магистратуры по следующим направлениям подготовки:
Требования, предъявляемые к абитуриентам, поступающим в магистратуру, при сдаче устного и письменного экзамена:
1. Знания истории изобразительного искусства в объеме бакалавриата;
2. Продемонстрировать способности и навыки анализа художественного произведения в культурологическом контексте;
3. Иметь общее представление о крупнейших музейных собраниях и основной искусствоведческой литературе;
4. Иметь общие представления об истории Академии Художеств и специфике искусствоведческого образования в Академии.
Программы и темы для подготовки к письменному экзамену "Анализ художественного произведения"
1. Представители искусства Раннего Возрождения в Италии.
2. Леонардо да Винчи - художник и теоретик.
3. Рафаэль. Монументальное и станковое творчество.
4. Микеланджело – живописец, скульптор, архитектор.
5. П.П. Рубенс и живопись барокко.
6. Произведения Рембрандта в собрании Эрмитажа.
7. Д.Веласкес - портретист.
8. Живопись и графика Ф. Гойи.
9. Классицизм и романтизм во французском искусстве (Ж.-Л.Давид и Э.Делакруа).
10. Французский импрессионизм, его возникновение и крупнейшие представители.
11. Роль А.Матисса и П. Пикассо в формировании искусства ХХ века.
12. Высокий русский иконостас. Структура и иконография.
13. Андрей Рублев как уникальное явление отечественной культуры.
14. Искусство Петровской эпохи: архитектура, живопись, графика.
15. Ф.-Б.Растрелли и архитектура Петербурга середины XVIII века.
16. Портретная живопись Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В.Боровиковского в коллекции Русского музея.
17. Академия художеств и русское искусство XVIII - первой трети XIX века.
18. К.И Росси и его роль в формировании архитектуры Петербурга.
19. Картина А. Иванова «Явление Христа народу» и ее место в отечественной культуре.
20. Картина «Последний день Помпеи» К. Брюллова и ее роль в развитии русского искусства.
21. Живопись П. Федотова – от романтизма к реализму.
22. Формирование и развитие русского пейзажа во второй половине XIX века. А.Саврасов, И. Шишкин, Ф.Васильев, И. Левитан, А.Куинджи.
23. И.Крамской – живописец и теоретик реалистического искусства.
24. Историческая живопись В.И. Сурикова.
25. Живопись И.Е. Репина в собрании Русского музея.
26. Товарищество передвижных художественных выставок и его основополагающая роль в развитии отечественной культуры.
27. В. Г. Перов и русская реалистическая живопись 1860-х годов.
28. Произведения М. Антокольского в Русском музее.
29. В. Серов - портретист.
30. М. Врубель и поиски новых путей в русском искусстве рубежа веков. Символизм.
31. Объединение "Мир искусства" - культурологические принципы и художественная практика.
32. Советское искусство 1920 -х годов. Основные группировки и мастера.
Программы и темы для подготовки к устному экзамену по «Теории и истории искусств»
1. Ансамбль Афинского акрополя.
2. Джотто и искусство Проторенессанса.
3. Художественное и теоретическое наследие Леонардо да Винчи.
4. Рафаэль как выдающийся художник Высокого Возрождения.
5. Эволюция творчества Микеланджело.
6. Живопись и графика Альбрехта Дюрера.
7. Караваджо и его значение в развитии европейского искусства.
8. П.П. Рубенс и фламандское искусство XVII века.
9. Творчество Рембрандта.
10. Д.Веласкес и искусство Испании XVII века.
11. Классицизм и неоклассицизм в архитектуре Франции.
12. Творчество Ф. Гойи.
13. Ж.-Л. Давид и французская живопись конца XVIII - начала XIX века.
14. Э. Делакруа и французский романтизм.
15. Французский импрессионизм. Общая характеристика и главные мастера.
16. Постимпрессионизм. П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген.
17. Эволюция творчества П. Пикассо.
18. Живопись и графика А.Матисса.
19. Итальянская скульптура XX века.
20. Эволюция древнерусской храмовой архитектуры.
21. Структура и иконография высокого русского иконостаса.
22. Художественное наследие Андрея Рублева.
23. Искусство России Петровской эпохи.
24. Творчество Растрелли и русская архитектура середины XVIII века.
25. Основание Российской Академии художеств и ее значение для развития отечественного искусства.
26. Классицизм в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII - первой трети XIX века.
27. Архитектура Петербурга второй половины XVIII - первой трети XIX века.
28. Русская портретная живопись второй половины XVIII века. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.
29. Русская скульптура XVIII - первой половины XIX века.
30. Творчество К.И Росси.
31. Творчество Александра Иванова.
32. Романтизм в русском искусстве первой половины XIX века. К. Брюллов, С. Щедрин, О. Кипренский и д.р.
33. П. Федотов и русская жанровая живопись первой половины XIX века.
34. Эволюция русской пейзажной живописи второй половины XIX века. А.Саврасов, Ф.Васильев, И. Шишкин, И. Левитан и др.
35. Русская портретная живопись второй половины XIX века.
36. Историческая картина второй половины XIX века. Передвижники и академисты.
37. Творчество В.И. Сурикова.
38. Творчество И.Е. Репина.
39. Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок и его влияние на развитие русского реалистического искусства второй половины XIX века.
40. Эволюция бытового жанра в русском искусстве второй половины XIX века. В. Перов, В. Маковский и др.
41. М.М. Антокольский и русская скульптура второй половины XIX века.
42. В. Серов и русский портрет рубежа XIX - XX веков.
43. М. Врубель и русский символизм конца XIX - начала XX века.
44. Художественные группировки в русском искусстве конца XIX - начала XX века (Мир искусства, Голубая роза, Союз русских художников и др.)
45. Творчество крупнейших представителей русского авангарда - В.Кандинский, К. Малевич, П. Филонов и др.
46. Советское искусство 1920 - 1930-х годов.
47. Российское академическое искусство второй половины ХХ века. Тенденции и крупнейшие мастера.
· «Архитектура общественных зданий и сооружений»
· «Ландшафтная архитектура»
· «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия»
· «Теория и история архитектуры»
1. Реферат по ГОСТу актуальной на момент предоставления реферата версии.
2. Собеседование по теме реферата и сопутствующим разделам истории, методологии и основ теории градостроительства, архитектуры, реконструкции и реставрации архитектурного наследия.
3. Контрольный проект на заданную тему; выполняется на планшете размером 100 см на 100 см с натянутым на него бумагой (планшет предоставляется Академией). Время исполнения 18 часов. Материалы: графитный карандаш, акварель.
Вопросы к собеседованию для поступления в
магистратуру кафедры архитектуры
по направлению подготовки 07.04.02
«Реконструкция и реставрация архитектурного наследия».
1. Типы деятельности с архитектурным наследием в Европе.
2. Традиции деятельности с архитектурным наследием стран Юго-восточной Азии.
3. Традиции деятельности с архитектурным наследием на Руси.
4. Общественное мнение в формировании отношения к архитектурному наследию, примеры взаимосвязи.
Понятийный аппарат методологии реставрации памятников архитектуры: методы и приёмы архитектурной реставрации
Понятие методологии деятельности, её содержание.
Понятие методологии научных исследований, её содержание.
Архитектурное и архитектурно-реставрационное мышление: общность и различие.
Соотношение понятий «знание» и «мнение», общественное мнение в постмодернистской философии.
Специфика понимании истории в мифологическом мировоззрении Античности и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.
Специфика понимании истории в мировоззрении Средневековья и её влияние на деятельность с архитектурным наследием.
«Великие идеи» архитектурной реставрации, хронология их формирования и сущность.
Утилитаризм в отношениях к архитектурным сооружениям, возникновение понятия их сакральной значимости.
5. Древняя Греция и развитие сакральной значимости культовых объектов.
6. Отношение к архитектурным сооружениям прошлого в Древнем Риме. Формирование общественной, мемориальной и художественной значимости.
7. Темпы строительных работ в Средневековье и их влияние на последующее формирование реставрационных методик.
8. Движение гуманизма и его отношение к архитектурному наследию.
9. Примеры реставрационных работ в эпоху Возрождения.
10. Эпоха Возрождения и отношение к архитектурному наследию Античности.
11. Увлечение античным наследием в ХVIII веке, причины и особенности.
Труды Винкельмана и их воздействие на формирование исторического подхода к развитию искусства.
Роль трудов Винкельмана в формировании основ научной методики деятельности с архитектурными сооружениями прошлого.
Первые примеры восстановления архитектурных памятников в Русском государстве, родственные понятию «реставрация».
12. Первые реставрации начала ХIХ века на примере реставрации Колизея.
13. Первые реставрации начала ХIХ века на примере реставрации Арки Тита.
14. Отношение к памятникам архитектуры в эпоху романтизма.
15. Эмпирические реставрации конца ХVIII века, причины возникновения и их характеристики.
16. Романтические реставрации первой половины ХIХ века, причины возникновения и их характеристики.
17. Критика романтических реставраций.
18. Предпосылки развития стилистических реставраций.
19. Характеристика работ периода стилистических реставраций в Западной Европе.
20. Виолле-ле-Дюк и его основные работы по реставрации памятников архитектуры.
21. Взаимосвязь реставраций Виолле-ле-Дюка и общественного мнения.
22. Предпосылки развития археологического подхода к реставрации памятников архитектуры.
23. Характеристика работ периода археологических реставраций на рубеже ХIХ-ХХ веков в Западной Европе.
Художественно-археологические реставрации в России. Щусев и реставрация храма в Овруче.
24. Классификация методов реставрации по Михайловскому.
25. Классификация методов реставрации по Щенкову, методические основы классификации.
26. Классификация приёмов реставрационных работ, примеры реставраций.
27. Первые международные документы, закрепляющие методы и приёмы реставрации памятников архитектуры.
28. Афинская декларация 1931 гола Джованнони, её характеристика.
29. Восстановительные работы и возврат к целостным реставрациям в Европе, их характеристика после Второй мировой войны.
30. Развитие европейской методики реставрации. Дискуссии на Пятом национальном конгрессе итальянских историков архитектуры в Перуджи в 1948 году.
31. Концепция «Критической реставрации» Р. Пане и Р. Бонелли, теория «Потенциального единства» Чезаре Бранди, их характеристика.
32. Первый международный конгресс реставраторов в Париже в 1957 году, его решения.
33. Стабилизация методических основ деятельности с архитектурным наследием. Международная «Хартия по консервации и реставрации исторических памятников и достопримечательных мест» 1964 года, принятая на Втором конгрессе реставраторов в Венеции, её характеристика.
34. Создание международной организации по охране архитектурного наследия.
35. Создание международной законодательной базы сохранения архитектурного наследия.
35. Особенности деятельности с Петербургским архитектурным наследием в связи с включением его исторического центра в Список Всемирного наследия под номером 540.
36. Формирование законодательной основы для работы с архитектурным наследием С.-Петербурга.
37. Особенности реставрации объектов храмового зодчества в конце 1990-х – начале 2000-х годов.
38. Воссоздание уникальных объектов архитектурного наследия и его влияние на методологию реставрации памятников архитектуры.
Рекомендуемая литература.
Михайловский Е В. Реставрация памятников архитектуры (развитие теоретических концепций). М.: Издательство литературы по строительству, 1971. -191 с.: ил.
Методика реставрации памятников архитектуры. Под общей редакцией Е.В. Михайловского. – М. Стройиздат. 1977. – 103 с.
Восстановление памятников культуры: (Проблемы реставрации) / Предисл. и общ. ред. Д.С. Лихачёва. – М.: Искусство, 1981. – 232 с., 59 л. ил. (Статьи Михайловского и Штендера).
Консервация и реставрация памятников и исторических зданий / Пер. с фр. Н.И. Суходрев и Ж.С. Розенбаума. – М.: Стройиздат, 1978. -320 с.: ил.
Восстановление памятников архитектуры Ленинграда. / А.А. Кедринский, М.Г. Колотов, Б.Н. Ометов, А.Г. Раскин. – Л.: Стройиздат, Ленинград. отд-ние, 1983. – 312 с., ил.
Реставрация памятников архитектуры: учебное пособие / Под общ. ред. С.С. Подъяпольского. - М.: Стройиздат. 1988. -264 с.: ил.
Пруцин О.И. Теоретические и методические основы реставраций. исторического и архитектурного наследия. - М.: Академия реставраций. 1997.
Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры. – М.: Изобразительное искусство. 1999. -184 с.
Памятники архитектуры в дореволюционной России. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - М.: ТЕРРА-книжный клуб, 2002. -528 с.: ил.
К.В. Рыцарев, А.С. Щенков. Европейская реставрационная мысль в 1940-1980 годы: пособие для изучения теории архитектурной реставрации. – М.: Рохос, 2003, -96.
Памятники архитектуры в Советском Союзе. Очерки истории архитектурной реставрации / Под общ. ред. доктора архитектуры А.С. Щенкова. - М.: Памятники исторической мысли. 2004. -696 с.: ил.
Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. – М.: Эдсмит, 2004. – 344 с.: ил.
Реставрация памятников истории и искусства в России в Х1Х-ХХ веках. История, проблемы / А.Б. Алёшин, Ю.Г. Бобров и др. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. -604с.
А.С. Щенков. Реконструкция исторической застройки в Европе во второй половине ХХ века: историко- культурные проблемы. –М.: ЛЕНАРД, 2011. -280 с.: ил.
А.С. Щенков. Реконструкция исторических городов. –М.: Памятники исторической мысли, 2013. -420 с.: ил.
Л.И. Таруашвили. Рим в 313 году. Художественно-исторический путеводитель по столице древней империи. – М.: СТАТУТ, 2010. -277 с.
Чезаре Бранди. Теория реставрации и другие работы по темам охраны, консервации и реставрации. Nardini Editore 2011.
Донаван Рипкема. Экономика исторического наследия (Национальный траст по сохранению исторического наследия). Практическое пособие для руководителей. –М.: ЗАО «Билдинг». 2006. – 156 с.
Жирным шрифтом выделена литература, изучение которой необходимо в первую очередь.
ФАКУЛЬТЕТ ЖИВОПИСИ
Направление подготовки 54.04.04 «Реставрация»
Квалификация: «Магистр»
Нормативный срок обучения 2 года
Форма обучения – очная
Вступительные испытания включают в себя:
1. Письменный реферат (объем 5-7 страниц)
2. Устный экзамен (один устный вопрос и практическое задание)
3. Собеседование по специальности (необходимо представить портфолио, состоящее из работ рисунку, живописи и копированию, от 3 до 5 произведений по каждому виду)
Темы рефератов для магистратуры Реставрация:
1. Применение гелей в реставрации живописи
2. Подбор растворителей для удаления поздних наслоений в живописи
3. Традиционные методики консервации памятников иконописи. Достоинства и недостатки.
4. Современные синтетические материалы в реставрации.
5. Вакуумные системы дублирования живописи на холсте.
6. Основные положения современной научной реставрации памятников искусства и культуры.
7. Превентивная консервация.
8. Восполнение утрат. Эстетические, художественные и технологические аспекты.
9. История отечественной реставрации памятников искусства и культуры. Основные этапы.
10. Проблемы этики в консервации-реставрации культурного наследия.
11. Сложение принципов отечественной реставрационной школы.
12. Воссоздание и Реставрация. Сходство и различие методологий.
13. Смолы в истории живописи.
14. Диагностика произведений живописи.
15. Консервация-реставрация. Цели и задачи.
Вопросы к вступительному экзамену в магистратуру «Реставрация»:
1. Конструкция иконной доски. Исторические особенности обработки иконных досок.
2. Реставрация живописи в России в 18 в. Школа Митрохина.
3. Основы в живописи, виды холста.
4. Микроорганизмы и насекомые, вызываемые ими разрушения живописи.
5. Современные принципы научной консервации и реставрации. Основные положения профессионального этического кодекса.
6. Правила ведения и состав реставрационной документации.
7. Методики укрепления живописи на различных основах.
8. Нормы и правила реставрационной фотофиксации.
9. Археологические принципы консервации и реставрации. Венецианская хартия 1964.
10. Понятие о реставрации. Виды реставрационного воздействия.
11. Основные причины и виды разрушений живописи.
12. Современные материалы и методы консервации и реставрации живописи.
13. Принципы и методы восполнения утрат живописи.
14. Требования к реставрационным материалам.
15. Превентивная консервация. Основные направления.
16. Принципы советской реставрационной школы. Концепция И.Э. Грабаря.
17. Реставрационные исследования. Диагностика произведений живописи.
18. Современные методы дублирования живописи.
19. Материальная структура живописи. Техники и материалы.
20. Традиционные методы укрепления живописи на холсте.
21. Раскрытие живописи от поздних наслоений. Принцип подбора растворителей.
Сроки приема документов: 20 июня 2024 - 20 июля 2024