Вступительные испытания по литературе
Консультация к вступительным испытаниям по литературе
1. Вопрос: В какой форме проходят вступительные испытания по литературе?
Ответ: Испытания проходят в письменной форме. Каждый абитуриент получает экзаменационный билет с заданием, на выполнение которого отводится 3 астрономических часа (180 минут).
2. Вопрос: Что нужно взять с собой на экзамен?
Ответ: С собой следует взять ручку с чернилами синего или черного цвета, для уверенности – еще одну запасную. Можно взять бутылочку воды. Словари, источники текстов, телефоны и проч. портативные устройства на экзамен приносить нельзя. При обнаружении во время вступительного испытания у абитуриента телефона абитуриент будет удален с экзамена без права его пересдачи.
3. Вопрос: Как должна быть оформлена работа абитуриента?
Ответ: Письменная работа выполняется абитуриентом на специальных, выданных представителями комиссии, двойных листах формата А4, которые вкладываются в обложку с написанными на ней данными об абитуриенте (ФИО, оконченное учебное заведение, номер билета). Один из листов является черновиком: слово «черновик» следует написать на листе и выполнить на нем работу, отведя для этого половину экзаменационного времени. После этого проверить и переписать работу на чистовик. На чистовике (слово «чистовик» писать не нужно) следует указать номер экзаменационного билета и с правой стороны каждого листа отвести (отогнув) обычные тетрадные поля (3-4 см) для помет проверяющего. Работа должна быть выполнена ручкой (не карандашом), цвет чернил – синий или черный. На листах с выполненной работой не должно быть никаких дополнительных помет: рисунков, указаний на фамилию абитуриента – она указана только на обложке!
4. Вопрос: Сколько заданий и какого характера включает экзаменационный билет?
Ответ: В каждом билете – 4 задания, которые следует выполнять последовательно, указав номер задания. Первое задание предполагает краткий (несколько слов или словосочетание) ответ на вопрос, к примеру: назовите автора, произведение, укажите жанр, литературный род. Второе задание – ответ из нескольких словосочетаний или предложений, в котором нужно кратко охарактеризовать какое-либо литературное явление (литературное направление, течение, эпизод и проч.) Третье задание – тестовое, оно предполагает выбор ответов из предложенных: ответ нужно записать цифрами напротив номера задания (к примеру: 3. Ответ: 2, 5). Четвертое задание предлагает дать полный развернутый ответ на вопрос (не менее 150 слов), к примеру: Как изображены русские семьи Болконских и Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»? или Как я представляю внутренний мир лирического героя А. А. Блока?
5. Вопрос: Какие авторы и произведения включены в билеты как современные?
Ответ: Под современной литературой в программе испытаний понимаются авторы и произведения 1990–2010-х годов. Вопросы в билетах, посвященные им, предполагают свободный выбор абитуриентом авторов и произведений.
6. Вопрос: Что оценивается в письменном испытании?
Ответ: Испытуемый должен показать: знание текстов произведений, включенных в список (список художественных произведений находится в программе вступительных испытаний, размещенной на сайте Академии художеств имени Ильи Репина), основных этапов творческого пути их авторов; понимание художественной ценности литературного произведения и основных закономерностей историко-литературного процесса; умение самостоятельно анализировать художественное литературное произведение, опираясь на теоретико-литературные знания и используя основные литературоведческие понятия и термины (список основных понятий и терминов по истории и теории литературы также приведен в программе вступительных испытаний, размещенной на сайте Академии художеств имени Ильи Репина). Следовательно, ответы, в которых обнаружены заимствованные из источников включения, оцениваться не будут.
7. Вопрос: Из чего складывается оценка работы? Каковы максимальный и минимальный баллы?
Ответ: Оценка вступительного испытания складывается из суммы баллов, получаемых за выполнение каждого из заданий. Максимальные баллы таковы: задание 1 – 10 б.; задание 2 – 15 б.; задание 3 – 25 б.; задание 4 – 50 б.; итого – 100 б. Минимальный балл, позволяющий абитуриенту продолжить вступительные испытания и участвовать в конкурсе, для абитуриентов факультетов живописи, графики и скульптуры – 45 баллов, для абитуриентов факультета ТИИ – 50 баллов.
8. Вопрос: Что представляет собой апелляция и в каком случае следует ее подавать?
Ответ: Абитуриент имеет право посмотреть свою проверенную работу, на полях которой проверяющим отмечены ошибки, замечания и проставлены баллы за каждое задание. Апелляция не дает права на пересдачу и не является консультацией абитуриента по дисциплине, задача апелляционной комиссии – ответить на вопрос, была ли работа оценена правильно. Следовательно, подавать апелляцию нужно тогда, когда есть повод и подтверждающие его аргументы сомневаться в том, что работа проверена профессионально и оценка объективна.
Председатель предметной комиссии – Н.Н. Акимова
Литература
Вступительное испытание по литературе проводится в письменной форме и включает 3 вида заданий:
1. Краткий ответ на вопросы (не более 2-3 предложений), к примеру: назовите автора, произведение, укажите жанр, литературный род, принадлежность к литературному направлению и т. д.).
2. Тестовое задание, предполагающее выбор ответов.
3. Полный развернутый ответ на 1 вопрос (не менее 150 слов), к примеру: Как изображены русские семьи Болконских и Ростовых в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»? Как я представляю внутренний мир лирического героя А. А. Блока? Как раскрывается конфликт поколений в современной прозе?
Сведения по истории и теории литературы, включенные в материал испытания, а также авторы и произведения, определены утвержденным Министерством Образования РФ Стандартом среднего (полного) общего образования по литературе, включающим Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по литературе.
На выполнение всех заданий отводится 3 астрономических часа (180 минут).
Испытуемый должен показать:
· знание текстов произведений, включенных в список, основных этапов творческого пути их авторов;
· понимание художественной ценности литературного произведения и основных закономерностей историко-литературного процесса;
· умение самостоятельно анализировать художественное литературное произведение, опираясь на теоретико-литературные знания и используя основные литературоведческие понятия и термины.
Основные понятия и термины по истории и теории литературы:
· художественный образ;
· содержание и форма;
· литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм) и течения (символизм, акмеизм, футуризм);
· роды (эпос, лирика, драма) и жанры литературы (роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча, поэма, баллада, басня, лирическое стихотворение, ода, элегия, послание, эпиграмма, трагедия, комедия, драма);
· тема, идея, проблематика, автор, повествователь, рассказчик, лирический герой;
· композиция, конфликт, сюжет, система персонажей, герой, характер, тип;
· трагическое, комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гипербола, гротеск;
· психологизм, историзм, народность;
· художественная деталь, портрет, пейзаж, интерьер, символ, аллегория, сравнение, антитеза, метафора, метонимия, эпитет.
Список художественных произведений:
В. А. Жуковский. «Вечер». «Невыразимое». «Море». «Эолова арфа». «Людмила». «Светлана».
А. С. Пушкин. «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»). «Погасло дневное светило...». «Редеет облаков летучая гряда…». «К морю». «К***» («Я помню чудное мгновенье...»). «Подражания Корану». «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»). «Пророк». «Поэт». «Анчар». «Зимнее утро». «Я вас любил...». «Брожу ли я вдоль улиц шумных…». «Поэту». «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). «Осень». «Отцы пустынники и жены непорочны…». «Вновь я посетил...». «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». «Евгений Онегин». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Сальери»).
М. Ю. Лермонтов. «Парус». «Нет, я не Байрон, я другой…». «К***» («Я не унижусь пред тобой…»). «Бородино». «Три пальмы». «Смерть поэта». «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Когда волнуется желтеющая нива...». «Дума». «Как часто, пестрою толпою окружен...». «И скучно и грустно...» «Завещание». «Родина». «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»). «Пророк». «Выхожу один я на дорогу...». «Герой нашего времени».
Н. В. Гоголь. «Мертвые души».
А. Н. Островский. «Гроза».
И. А. Гончаров. «Обломов».
И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Как океан объемлет шар земной…». «Silentium!». «Осенний вечер». «Я помню время золотое». «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Тени сизые смесились...». «Не то, что мните вы, природа...». «Два голоса». «Последняя любовь». «Эти бедные селенья...». «Умом Россию не понять...». «Я встретил вас — и все былое...».
Н. А. Некрасов. «В дороге». «Тройка». «Еду ли ночью по улице темной…». «Вчерашний день часу в шестом…». «Я не люблю иронии твоей». «Поэт и гражданин». «В столицах шум, гремят витии…». «Размышления у парадного подъезда». «Рыцарь на час». «Зеленый шум». «Железная дорога». «О погоде». «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
А. А.Фет. «На заре ты ее не буди...». «Чудная картина…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Шепот, робкое дыханье...». «На стоге сена ночью южной…». «Весенний дождь». «Какая грусть! Конец аллеи…». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу...» «Бабочка». «Учись у них — у дуба, у березы...». «Как беден наш язык...». «Одним толчком согнать ладью живую...».
Н. С. Лесков. «Тупейный художник».
Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание».
Л. Н. Толстой. «Война и мир».
А. П. Чехов. «Смерть чиновника». «Хамелеон». «Попрыгунья». «Дом с мезонином». «Человек в футляре». «Крыжовник». «О любви». «Ионыч». «Душечка». «Дама с собачкой». «Вишневый сад».
И. А. Бунин. «Антоновские яблоки». «Господин из Сан-Франциско». «Легкое дыхание». «Чистый понедельник».
А. И. Куприн. «Олеся». «Гранатовый браслет».
Избранная лирика поэтов Серебряного века И. Ф. Анненского, К. Д. Бальмонта, Ф. К. Сологуба, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, В. Хлебникова, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, И. Северянина (по выбору испытуемого).
М. Горький. «На дне».
А. А. Блок. «Гамаюн, птица вещая». «Вхожу я в темные храмы…». «Девушка пела в церковном хоре...». «Русь» («Ты и во сне необычайна…»). «Незнакомка». «О, весна без конца и без краю...». «О доблестях, о подвигах, о славе...». «О, я хочу безумно жить...». «На поле Куликовом». «Россия». Цикл «Кармен». «Двенадцать».
С. А. Есенин. «Край любимый! Сердцу снятся…». «Гой ты, Русь, моя родная...». «Не бродить, не мять в кустах багряных…». «О красном вечере задумалась дорога...». «Запели тесаные дроги...». «Я последний поэт деревни...». «Не жалею, не зову, не плачу...». «Письмо матери». «Заметался пожар голубой…». «Мы теперь уходим понемногу…». «Отговорила роща золотая…». «Собаке Качалова». «Несказанное, синее, нежное…». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». «Шаганэ ты моя, Шаганэ...». «Русь советская». «Письмо к женщине». «Неуютная жидкая лунность...». «Черный человек».
В. В. Маяковский. «А вы могли бы!». «Нате!» «Послушайте!». «Скрипка и немножко нервно». «Себе, любимому, посвящает эти строки автор». «Дешевая распродажа». «Хорошее отношение к лошадям». «О дряни». «Юбилейное». «Сергею Есенину». «Разговор с фининспектором о поэзии». «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». «Разговор на одесском рейде десантных судов: “Советский Дагестан” и “Красная Абхазия”». «Письмо Татьяне Яковлевой». «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Облако в штанах». «Во весь голос».
А. А. Ахматова. «Смуглый отрок бродил по аллеям...». «Сжала руки под темной вуалью...». «Песня последней встречи». «Меня покинул в новолунье…». «Я научилась просто, мудро жить…». «Стихи о Петербурге». «Божий ангел, зимним утром…». «Царскосельская статуя». «Мне голос был. Он звал утешно...». «Не с теми я, кто бросил землю...». «Небывалая осень построила купол высокий...». «Все расхищено, предано, продано…». «Муза». «И упало каменное слово…». «Творчество». «Мне ни к чему одические рати…». «Мужество». «Приморский сонет». «Родная земля». «Реквием».
А. П. Платонов. Сокровенный человек.
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!». «Метель». «Определение творчества». «Любить иных — тяжелый крест…». «Никого не будет в доме…». «Иней». «На ранних поездах». «Гамлет». «На Страстной». «Бабье лето». «Август». «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»). «Свидание». «Рассвет». «Гефсиманский сад». «Рассвет» («Ты значил все в моей судьбе…»). «Во всем мне хочется дойти...». «Ночь». «В больнице». «Снег идет…». «Единственные дни».
М. А. Шолохов. «Тихий Дон».
А. Т. Твардовский. «Не стареет твоя красота...». «Я убит подо Ржевом...». «В тот день, когда окончилась война...». «Вся суть в одном-единственном завете…». «Памяти матери». «Я знаю никакой моей вины…». «К обидам горьким собственной персоны…».
Н. А. Заболоцкий. «Лицо коня». «Я не ищу гармонии в природе...». «Ночной сад». «Завещание». «Портрет». «О красоте человеческих лиц». «Где-то в поле возле Магадана...». «Последняя любовь». «Сентябрь». «Вечер на Оке». «Гроза идет». «Городок».
Избранные произведения писателей и поэтов второй половины XX века, имеющие художественную ценность (по выбору испытуемого): Ф. А. Абрамова, В. П. Аксенова, В. П. Астафьева, Б. А. Ахмадулиной, В. И. Белова, И. А. Бродского, В. В. Быкова, А. В. Вампилова, А. А. Вознесенского, К. Д. Воробьева, В. С. Высоцкого, В. С. Гроссмана, Е. А. Евтушенко, В. П. Некрасова, Б. Ш. Окуджавы, Л. С. Петрушевской, В. Г. Распутина, Н. М. Рубцова, Ю. В. Трифонова, А. И. Солженицына, В. Т. Шаламова, В. М. Шукшина и др.
Для подготовки к вступительному испытанию рекомендуются учебные пособия по литературе для средней школы, пособия для абитуриентов, в том числе: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова. / Сост. Н. Г. Михновец. СПб.: Паритет, 2001; Русская литература XIX–XX веков: В 2 т. / Сост. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. М.: МГУ, 2011; Б. В. Томашевский. Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2006; а также любые справочные пособия, к примеру: Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Книга для учащихся. Изд. 2-е, М.: Просвещение, 1985; Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. М.: Дрофа, 2000.