Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
24 Мая, 2017 - 23 Июня, 2017

Разговор в пути

Разговор в пути
Выставка произведений Юрия Витальевича Калюты проходит с 13 по 23 июня 2017 года в Итальянском зале Института имени И. Е. Репина.

Юрий Витальевич Калюта - руководитель мастерской монументальной живописи, профессор кафедры живописи и композиции.


"Юрий Калюта не только успешный художник, доказавший творческую состоятельность, не только руководитель мастерской, в которой учатся талантливые студенты, он очевидный лидер на факультете живописи. Его достижения — результат большой работы над собой, развития и совершенствования. Он не баловень судьбы. Совсем не светский, не слишком коммуникабельный. Зато целеустремленный и, как подобает художнику, амбициозный. У него есть две точки притяжения, точнее, три. Первая — Мастерская. Вторая — Академия. Третья — Семья.

В этом треугольнике проходит вся его жизнь. Временами треугольник становится парусом, иногда ограничивает перспективу. Так или иначе, все взаимосвязано. В мастерской он пишет жену и сыновей. Когда-то Учитель — Андрей Андреевич Мыльников — посоветовал писать самых близких людей, тех, кого любишь. Сказал давно. Запомнилось надолго. Портрет стал для него основным жанром, хотя есть достойные натюрморты, пейзажи и сюжетные картины. В последних — попытка придать жизненным сценам библейский смысл.

Академические воспитанники стараются подражать его живописной манере. У нас ведь ценится повторяемость методов и средств — и, как следствие, образов и форм. В юности ты ждешь перемен. После обретения статуса заботишься о стабильности. Калюта никогда не был революционером. В Академии он воспитывался в духе смирения, послушания. Учитель постоянно рассуждал о великих художниках, об Эль Греко и Веласкесе, о Мане и Матиссе, на которого был даже внешне похож. Мыльников — знаток и ценитель живописи, эстет до мозга и костей. Дистанцированный от идеологии, но не от политики, он сохранял себя в нише чистого искусства, не терзаемого страстями, конфликтами, противоречиями. Он постоянно говорил о красоте в искусстве. Говорил настолько убедительно, что становилось понятно, кто главный эксперт и верховный судья, выносящий приговор, не подлежащий не то что сомнению, но даже обсуждению. Никто не смел перечить беспартийному, но титулованному художнику.

В 1970-1980е годы другим властителем дум был Евсей Евсеевич Моисеенко, менее рассудочный, более эмоциональный. Между Учителем (Мыльников) и Моисеенко шли горячие споры. Великолепное противостояние, трудно объяснимое посторонним, для которых они две стороны одной медали, придавало интригу рутинной академической жизни. Адептов Мыльникова было много. Но Моисеенко казался не менее привлекательным. Энергичная витальная живопись, близкая Осьмеркину, отражала характер яркой личности. Словом, в сознании целого поколения в Академии было два главных имени. А Калюта плоть от плоти этой системы. И, конечно, он ориентировался на обоих.

Юрий Калюта родился на Украине, в Кривом Роге, где, казалось, ничто не располагает к занятиям изящным искусствам. Хотя в советское время там установили памятники Пушкину, Лермонтову и Горькому, а также подняли на пьедесталы танк, самолет и паровоз. Местные жители гордятся тем, что их город один из самых длинных в мире и там богатейшие месторождения железной руды.

В 1973 году он поступил в Одесское художественное училище, которое, кстати, некогда было ассоциировано с Петербургской академией. Начал ходить в музеи, на выставки. Появились первые учителя, которых он сегодня с теплотой вспоминает, - это Галина Викторовна Лекарева (закончила мастерскую Виктора Михайлвича Орешникова) и Николай Николаевич Голюшев. Последний учился в мастерской профессора Юрия Михайловича Непринцева. Его дипломная работа «Хлеборобы» была в постоянной экспозиции нашего академического музея.

В 1980 году в Одессе проходила выставка Корнелиу Бабу. Связи с внешним миром были еще ограничены, а тут не скованного идеологией румынского художника представили советским зрителям с особыми почестями. Картины, выполненные в духе старых мастеров, произвели впечатление на воспитанную на соцреализме публику. Нелишне вспомнить одну примечательную историю, с ним связанную. Мне ее рассказали давным-давно, еще при советской власти. Однажды Баба спросили про одну из самых известных его картин «Крестьяне»: куда идут люди — с работы или на работу? Он уклончиво ответил, что идут слева направо. В то время это было очень смелое высказывание. Так или иначе, но влияние Корнелиу Баба ощутимо в работах Калюты.

В Академию художеств (Институт имени И. Е. Репина) Калюта попал, если буквально, прямо с Витебского вокзала в июле 1983 года. Он погрузил свои огромные холсты в грузовик и привез их ранним утром прямо в приемную комиссию. Не верил, что поступит с первого раза, но получил на два балла больше проходного. И так шаг за шагом, преодолевая провинциальные комплексы, он делал карьеру. Когда открылись границы, он вместе с друзьями отправился в Германию, пытаясь расширить горизонт и как-то адаптироваться к арт-рынку, в то время проявлявшему необычайный интерес ко всему русскому, в особенности к молодым русским художникам.

Друзья объединились в группу «Мост» (название отмечало скорее дружбу народов, чем связь с известным мюнхенским сообществом). Главным образом они жили в Гамбурге и Берлине, выставляясь, что симпатично, в музее Чекпойнт Чарли. Калюту уже тогда за вальяжность манер именовали «профессором». Какое-то время им сопутствовал успех. Потом интерес, подогреваемый политикой, иссяк.

После окончания Академии Калюта поступил в ассистентуру. А его первая монографическая выставка состоялась, в ныне Итальянском зале. То есть место для нынешной юбилейной выставки выбрано не случайно. Сначала Калюта преподавал на архитектурном факультете, потом на первом курсе живописного. А со временем стал ассистентом руководителя Василия Васильевича Соколова. Теперь уже не имеет значения, но тот был лауреатом Сталинской премии I степени. После смерти Соколова, которого было без малого девяносто восемь лет, место руководителя мастерской занял не рискованно молодой Юрий Калюта. Конечно, это напоминает библейское генеалогическое древо — Авраам родил Исаака, Исаак родил Якова… Калюта действительно продолжил ту линию, которую проводил Соколов со своим старшим помощником Василием Филипповичем Рудневым, тонким лирическим пейзажистом, увы, недооцененным. По сию пору мастерскую, где на рубеже XIX-XX веков работали Илья Репин и Владимир Маковский, отличают натурная, иногда выбеленная живопись обстоятельный рисунок. Калюта окружил себя талантливыми ассистентами и студентами, поддерживающими атмосферу мастерской, в которой интересно работать и учиться.

За последние годы у Калюты было несколько больших, серьезных выставок в Петербурге, в Русском музее, в Москве, в Академии художеств, в Риме на Капитолийском холме в музейно-выставочном комплексе Витториано. Небольшая, но красивая выставка в Туринской академии Альбертина и, конечно, выставки в мегаполисах Китая — Пекине, Шанхае и Гуанчжоу.

Выставка в Итальянском зале проходит в канун юбилея, и я не могу не воспользоваться случаем сердечно поздравить нашего ведущего профессора и моего друга, пожелать ему успехом и благополучия
".

Ректор Института имени И. Е. Репина Семен Михайловский