Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
11 Февраля, 2008 - 10 Марта, 2008

Улыбка и ветер: Живопись и графика Мао Сяо-инь.

Улыбка и ветер: Живопись и графика Мао Сяо-инь.
Отчетная выставка произведений аспирантки Кафедры живописи и композиции Института имени И.Е.Репина Ма Сяо-инь - это показ не столько учебных, сколько самостоятельных творческих работ, выполненных за последние пять лет (2004-2008 годы).

В экспозиции сразу же бросается в глаза обилие тем, образов, разнообразие композиционных и колористических решений представленных полотен и графических листов. Перед нами - многофигурные картины, портреты, пейзажи и натюрморты, а также ряд ню и уверенно исполненные рисунки.

Точный и в то же время экспрессивный рисунок - основа реалистического мастерства - несомненно, является сильной стороной дарования Ма Сяо-инь. Ее индивидуальному почерку свойственна упругая, четкая и энергичная линия, дающая возможность свободно оперировать формой, подчеркивая ее конструктивные особенности, создавать активную игру выразительных силуэтов, выделять главное, акцентировать нужные детали и опускать второстепенные подробности. Внимание к рисунку как к цементирующей основе произведения составляет надежный фундамент и живописных полотен.

Пристрастие к насыщенным, ярким краскам, к полнозвучности цвета не делает работы Ма Сяо-инь пестрыми, поскольку она уделяет большое внимание собранности, целостности колористической гаммы и умеет привести ее к единству.

В результате напряженной, напористой и очень целеустремленной работы на протяжении длительного периода, художнику в лучших своих созданиях удается преодолеть прямую зависимость от натуры, подчинить непосредственные впечатления от богатейшей и подчас хаотичной действительности своему собственному замыслу. На основе приобретенного опыта она получила возможность творить быстро, решительно справляясь с теми профессиональными задачами, которые она ставит перед собой в каждом конкретном случае.

Привлекают внимание пейзажи родной страны - прекрасной земли, не случайно названной впервые попавшими на Тайвань португальскими мореплавателями Формозой, то есть красивейшим островом. В пейзажах Ма Сяо-инь любовно переданы напоенные светом солнца просторы, горные дали, тихие закаты и неспешно струящиеся речные воды. В них запечатлены и вплотную увиденные плодоносящие банановые пальмы, и причудливо изогнутые ветви цветущей сакуры... На редкость правдива интерпретация атмосферных состояний: красочная поверхность словно претворена в потоки свето-воздушной среды.

Замечательно уловлено ощущение единства и даже слияния человека с природой в таких холстах, как философско-раздумчивое полотно «Абориген на вершине горы» (2007), или более живое и непосредственное изображение юной девушки в нарядном национальном облачении - «Улыбка с ветром» (2008).
Особым очарованием отличается полотно «Молодая семья» (2007), где весьма удачно найдено необычное соотношение группы людей - мужа и жены с ребенком на руках - и пейзажного фона, причем общая декоративность композиции обогащается убедительно переданным чувством всепоглощающего единения семьи, нежности каждого друг к другу. Можно сказать, что здесь, при всей кажущейся традиционности подхода, достаточно неординарному замыслу вполне соответствует и его органичная реализация. Нельзя не отметить в картине и зоркой наблюдательности, сказывающейся в трактовке персонажей, их жестов, отдельных метких подробностей.

Впрочем, о том, что художнику подвластны не одни только лирико-поэтические мотивы, со всей определенностью можно судить по таким значительным вещам, как картина «Защитники своей земли» (2008), основанная на событиях исторического прошлого Тайваня, народу которого не раз приходилось давать отпор японским захватчикам. В картине запечатлена целая череда лиц мужественных людей, готовых к решительной борьбе за свою независимость. Тема обороны родного Отечества решена художником в двух вариантах, из которых, возможно, наиболее впечатляет вытянутая в длину композиция, представляющая собой как бы групповой портрет людей разного возраста и рода занятий, обладающих различным жизненным опытом и личностными характеристиками, но объединенных в данный решающий момент общей решимостью и порывом к борьбе.

В целом творчество Ма Сяо-нь подкупает своим жизнелюбивым подходом, общей оптимистической тональностью, а иной раз и шутливой, озорной интонацией (натюрморт «Три львенка и два апельсина», 2007). Присущая ей основательность штудирования натуры, как правило, не оборачивается тяжеловесностью, и ни в коем случае не исключает легкости, даже какого-то особого изящества исполнения, идущих, возможно, от традиций национального искусства.

Художник, вне всякого сомнения, обладает не только разносторонним природным талантом, но и большими творческими потенциями. Ма Сяо-нь прекрасно сознает выразительные возможности живописного и графического искусства, она великолепно рисует, сочиняет, компонует свои работы. Следует ожидать от нее крупных достижений как в области содержательного психологического портрета, к которому она очевидно неравнодушна, так и в столь сложном, синтетическом по своей сути жанре, объединяющем все роды и подвиды изобразительного искусства, как тематическая станковая картина.

Хочется верить, что связи этого интересного художника с Академией художеств, с Институтом имени И.Е.Репина, ставшим для нее родным домом, с Петербургом, с Россией продолжатся, и что нас ждут впереди новые замечательные встречи.

Сергей Левандовский
Член Союза художников и Союза журналистов России
Старший научный сотрудник Государственного Русского музея