Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
02 Марта, 2011 - 17 Марта, 2011

Анатомический и учебный рисунок

Анатомический и учебный рисунок

Рисование с натуры — это своеобразный процесс познания и отражения мира природы — вечного источника, из которого черпает свои силы искусство. Именно рисунок составляет фундамент всего изобразительного творчества и помогает нам овладеть основами профессиональной грамотности и мастерства. Изображая лучшее творение природы — человека и его тело, проникая в тайны его строения, красоты, гармонии и пластики, художники от самых примитивных изображений дошли до поразительных по красоте и совершенству пластических форм и глубине содержания образов.

Исключительно важная роль в этом принадлежит науке, тесно связанной с изобразительным искусством — «пластической анатомии» и «анатомическому рисунку» как средству закрепления и практического применения ее знаний, без которых невозможно создание подлинного произведения искусства. Много внимания уделяли изучению пластической анатомии гениальные художники и ваятели прошлого. Серьезные труды и трактаты в этой области оставили после себя Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Альберта, Дюрер, Гольбейн, Кампер, Гудон, Жерди, Сальваж и другие, а также представители русской академической школы. Их анатомические рисунки, сопровождавшие эти труды, хотя и дошли до нас в ограниченном количестве, тем не менее, раскрывают особенности творческого метода старых мастеров в области работы над формой в русле художественных школ, которые строили свою педагогическую систему применительно к требованиям и идейным целям своего времени. Большой вклад в научно-теоретическое обоснование искусства рисования человека на основе изучения пластической анатомии внесла и русская академическая школа. За более чем двухвековую историю школа подготовила и воспитала целую плеяду блистательных мастеров изобразительного искусства: A. П. Лосенко, П. И. Соколова, B. К. Шебуева, А. Е. Егорова, О. А. Кипренского, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, В. А. Серова, Д. Н. Кардовского, А. Е. Яковлева и многих других, включая в этот ряд и современных мастеров искусства. Их учебные рисунки с натуры, так же как и анатомические, которые они создали в стенах Академии, могут служить примерами, достойными подражания.

Современная педагогическая система академического института имени И. Е. Репина,  одной из ведущих школ мирового изобразительного искусства — давно привлекает пристальное внимание высоким уровнем профессиональной подготовки художника. Школе удалось сохранить лучшие достижения и традиции Академии художеств, как высокой школы мастерства. В основе этой школы лежит учебный рисунок с натуры, ядром и сутью которого являются наука пластическая анатомия и неотделимый от этой науки анатомический рисунок, как основной метод познания и закрепления знаний, так необходимых художнику для правдивого и убедительного изображения человека. Анатомические рисунки, представленные на данной выставке, расположенные в определенной последовательности, иллюстрируют методику преподавания пластической анатомии в институте имени  И. Е. Репина, тесно слитую с методикой преподавания учебного рисунка с натуры. Они выполнены на основе общих принципов объемного, конструктивно-анатомического анализа формы тела человека. В этом единстве закономерностей и принципов построения реалистической формы, в определенной последовательности заданий — от простого к сложному — и заключается основная ценность анатомо-художественного образования в нашем институте, в учебной работе которого содержится синтез науки и творческой художественной способности. И как продолжение рисования с натуры — развитие навыков рисования по воображению, по представлению, по памяти.

Учебные рисунки студентов 2 курса живописного факультета, выполненные в учебной мастерской, и анатомические рисунки студентов 1 и 2 курсов всех творческих факультетов института имени И. Е. Репина, выполненные на практических занятиях по анатомии, показывают методику преподавания дисциплин «учебный рисунок» и «пластическая анатомия», а также теснейшую связь учебных программ этих дисциплин. Метод комплексного подхода по изучению пластической анатомии и опыт практического применения знаний этой науки в учебном рисунке живой модели был успешно применен в ряде зарубежных художественных школ изобразительного искусства (Китая, Финляндии, Швеции и США). В последнее время все очевиднее становится необходимость повышения анатомо-художественной культуры в системе художественного специального образования. Хочется надеяться, что представленные на данной выставке рисунки, выполненные на высоком профессиональном уровне, будут способствовать этому процессу. Выставка адресуется широкому кругу зрителей: педагогам-художникам, учащимся художественных учебных заведений, художникам-любителям и всем тем, кто интересуется проблемами изобразительного искусства.

Г. И. Манашеров
профессор кафедры рисунка