Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
01 Октября, 2011 - 10 Октября, 2011

Выставка, посвященная 40-летию мастерской реставрации факультета живописи.

Выставка, посвященная 40-летию мастерской реставрации факультета живописи.

Мастерская реставрации произведений живописи факультета живописи.

Благородная роль реставратора, как гласит Международный Профессиональный кодекс ЮНЕСКО, «состоит в сохранении культурной ценности для пользы нынешнего и будущих поколений».

Абитуриенты, подающие заявления для поступления в мастерскую реставрации нашего института, иногда считают, что профессии живописца и реставратора живописи не отличаются друг от друга. Возможно, такому пониманию способствует тот факт, что учебная мастерская реставрации произведений живописи была открыта в 1971 году по решению Президиума Российской Академии художеств именно на факультете живописи.

Издавна реставрацией икон и картин занимались иконописцы и художники. Андрей Рублев, прославившийся своей знаменитой иконой «Святая Троица», написанной в похвалу Сергию Радонежскому для Троице-Сергиевой Лавры в начале XV века, реставрировал одну из древних святынь — чудотворную икону Владимирской Богоматери, привезенную на Русь еще в XII веке из Константинополя (ныне в ГТГ).

Первыми в России реставраторами картин, писанными масляными красками, были живописцы Лукас Пфанцельт и Георг Гроот, благодаря которым уже в XVIII веке при Императорском Эрмитаже возникла мастерская реставрации живописи. Позднее, для того, чтобы поступить в нее на службу, необходимо было окончить полный курс Академии художеств.

В наше время профессия реставратора требует от того, кто решил посвятить ей свою жизнь, разнообразных знаний и мастерства. Согласно профессиональному кодексу, реставратор «не является ни художником, ни ремесленником». И в этом определении нет противоречия. Если художник воплощает свои собственные чувства и мысли в произведение искусства, то реставратор бережно сохраняет уже созданные произведения для грядущих поколений.

Раньше считалось, что реставрация произведения искусства означает его восстановление в первоначальном виде — «каким оно вышло из-под руки мастера». Такой подход требовал, в первую очередь, художественного мастерства. Именно поэтому первыми реставраторами были художники.

В наше время задача состоит в том, чтобы сохранить произведение в его историческом виде и, при этом, раскрыть его художественные качества. «Реставрация должна прекращаться там, где начинается гипотеза» — гласит один из главных постулатов Венецианской хартии реставраторов 1964 г., признаваемой во всем цивилизованном мире.

Для того, чтобы успешно осуществлять благородную миссию реставратора в современном, цивилизованном ее понимании, необходимо быть терпеливым исследователем, иметь глубокие знания в области истории искусств, физики, химии, биологии и климатологии, понимать строение произведения живописи. Также необходимо знать историю техники живописи различных стран и эпох, владеть карандашом и кистью, чтобы понимать логику создания и структуру картины или иконы. Сумма навыков, получаемых в ходе обучения, позволяет не причинить вред неумелым прикосновением к творениям мастеров прошлого.

Современная реставрация — это союз науки, искусства и мастерства. Поэтому главным в образовании реставратора становится, наряду с профессиональным обучением, воспитание чувств и ума. Не случайно на стенах здания Академии художеств 250 лет тому назад был начертан девиз — Живопись Скульптура Архитектура Воспитание.

Российская Академия художеств с первых лет своего существования проявляла заботу о сохранении произведений искусства и повышении статуса профессии художника-реставратора. В 1768 г. собрание Императорской Академии художеств экзаменует живописца и реставратора Лукаса Пфанцельта, после чего допускает его к реставрации картины Лукаса Кранаха Младшего. Академия художеств поручала своим пенсионерам в Европе «обучаться сохранению и поправлению старых картин». Один из ее первых выпускников Семен Щедрин, основоположник русской пейзажной живописи, по возвращении из Италии реставрировал сотни картин из собрания Академии. Коллекции живописи Императорского Эрмитажа в течении XVIII-XIX веков реставрировались под неизменным контролем Академии художеств. Реставраторы, допускаемые к работе, должны были пройти сначала полный курс обучения в Академии художеств, а затем профессиональную подготовку в мастерской Эрмитажа.

В XIX веке все крупные реставрационные работы по сохранению древностей в России проводятся под наблюдением Императорского археологического общества (1846) и Академии художеств. А в 1889 году Академия художеств получает исключительное право на проведение археологических раскопок и реставрацию древностей, к которым относились и памятники древнерусского искусства, на территории России. Несмотря на противоречивые результаты, предопределенные общим состоянием науки, при самом активном участии Академии художеств в России сложилась национальная реставрационная школа.

Прерванная после 1917 года традиция была восстановлена в 1971 году. По инициативе тогдашнего ректора академии Виктора Михайловича Орешникова (1904-1987) и заведующего кафедрой живописи Андрея Андреевича Мыльникова (1919 г. р.), в институте был открыт прием на новую специализацию в мастерскую реставрации живописи. Этим было положено начало высшему профессиональному образованию художников-реставраторов в нашей стране.

Первыми руководителями мастерской стали выдающиеся реставраторы-практики Михаил Николаевич Марков (1971) и Ананий Борисович Бриндаров (1972-1973), которые заложили основы высшей реставрационной школы. В 1973-77 годах мастерской руководил Леонид Николаевич Ильцен, воспитанник эрмитажной реставрационной школы. В эти первые годы определился характер профессионального образования в мастерской, в основе которого лежит тесное сотрудничество с музеями и реставрационными учреждениями.

С самого начала теоретические и практические занятия по этим направлениям начинают вести молодые специалисты Ю. Г. Бобров и А. Б. Алешин, художники-реставраторы и искусствоведы, окончившие незадолго перед тем факультет теории и истории искусств академии. В 1977 году — накануне первого выпуска дипломированных художников-реставраторов, руководителем мастерской стал известный ленинградский живописец и специалист в области истории техники и технологии живописи профессор Михаил Михайлович Девятов (род. 1928). С его приходом произошло фактическое объединение в рамках факультета живописи мастерской реставрации живописи и лаборатории техники живописи, которой М. М. Девятов руководил до своего нового назначения.

За тот долгий период с 1977 по 2009 годы, в течение которого Михаил Михайлович Девятов руководил мастерской реставрации живописи, произошло окончательное становление системы академического образования художников-реставраторов, сформировались учебные программы и курсы, определились критерии качества образования. При мастерской была создана лаборатория физико-оптических исследований, которая теперь оснащена самым современных оборудованием для экспертизы и исследования произведений живописи в процессе реставрации.

Мастерская получила признание в музейном мире и в профессиональной среде, где поначалу опыт высшего образования реставраторов был воспринят скептически. Выпускники института вместе с дипломом стали получать квалификационную категорию, присваиваемую комиссией по аттестации реставраторов Министерства культуры. А в последние годы мастерская получила лицензию МК РФ на ведение научно-исследовательских и реставрационных работ в области консервации и реставрации живописи.

Система образования построена таким образом, что студенты совмещают теоретические занятия с практической работой под руководством и при участии опытных педагогов-реставраторов по консервации и реставрации произведений иконописи и живописи.

Выпускники мастерской успешно работают во многих музеях и реставрационных организациях по всей стране, в том числе в Эрмитаже, Русском музее, в музее-заповеднике Петергофа, в музее истории религии, ГМИИ имени А. С. Пушкина, ВХНРЦ имени И. Э. Грабаря, в музеях и реставрационных центрах Польши, США, Германии, Франции, Израиля и Китая. Некоторые из наших выпускников преподают реставрационные дисциплины, живопись, рисунок, копирование в высших и средних учебных заведениях. Многие целиком посвятили себя живописи, копированию, иконописи и другим видам творчества.

Такое всестороннее образование, которое получают студенты, решившие посвятить себя сохранению произведений искусства, возможно потому, что в мастерской уделяется внимание всем составляющим профессии художника-реставратора. Программы обучения рассчитаны на полный академический курс шестилетнего обучения по двум основным специализациям: 1. консервация и реставрация станковой темперной живописи и 2. консервация и реставрация станковой масляной живописи. Академические программы по живописи и рисунку дополнены расширенным практическим курсом по копированию произведений старых мастеров и памятников древней иконописи.

Программы специализации в области консервации и реставрации станковой темперной живописи ведут: руководитель мастерской профессор Ю. Г. Бобров — член-корреспондент РАХ, доктор искусствоведения, реставратор высшей квалификации, и доцент Ф. Ю. Бобров, выпускник мастерской реставрации, аттестованный художник-реставратор.

Программами специализации в области консервации и реставрации станковой масляной живописи многие годы со времени основания мастерской руководил профессор А. Б. Алешин (1945-2009) — кандидат искусствоведения, реставратор высшей квалификации, автор первой монографии по истории реставрации живописи в России. В настоящее время занятия ведут его ученики С. В. Таратынова, художник-реставратор и ассистент А. А. Чувин — недавний выпускник мастерской.

Академические занятия по живописи и рисунку ведут художники профессора В. А. Акцынов (живопись на I-II к.) и И. В. Говорков (рисунок на III-V к.), доцент А. А. Чугунов (живопись на III-V к.) и ассистент Ф. В. Федюнин (рисунок на I-II к.).

В профессиональном образовании реставратора, работающего с произведениями живописи, важная роль отводится копированию, что дает специалисту не только практическое знание техники и структурного строения живописи древних мастеров, но и приоткрывает тайны мастерства живописца, воспитывает художественный вкус. Теоретические занятия по истории техники живописи и технологии материалов многие десятилетия вел профессор М. М. Девятов, который одновременно руководил копийной практикой студентов всего факультета. Им была создана уникальная система практического изучения художественного наследия классического искусства.

В настоящее время преподавание этих дисциплин продолжают его ученики — Я. О. Шкандрий и В. Е. Макухин. Копирование произведений иконописи ведет Наталия Богданова, также выпускница мастерской реставрации. Каждый понедельник в тиши залов Государственного Эрмитажа можно встретить студентов мастерской с кистями в руках, пытающихся усвоить уроки старых мастеров.

Материальное обеспечение учебного процесса, для которого необходимо немалое количество материалов и оборудования, лежит на плечах Михаила Александровича Повилицы. Работая многие годы в мастерской учебным мастером в окружении произведений искусства, он сам стал профессиональным живописцем, чьи произведения привлекают внимание ценителей искусства.

Важнейшей составляющей частью высшего образования художника-реставратора является комплекс специальных дисциплин, в том числе естественнонаучных, что требует от абитуриентов базовых знаний по физике и химии. За годы обучения в институте студенты должны освоить курсы лекций по методике физико-оптических исследований, химии реставрационных материалов, по биологии, климатологии и музейному делу, компьютерной документации, реставрационной фотографии, истории и методологии реставрации памятников искусства. Они также изучают историю искусств, основы иконографии христианского искусства и экспертизы произведений искусства.

Все необходимые технико-технологические исследования проводятся под руководством специалистов в лаборатории физико-оптических исследований, основанной и долгое время возглавляемой В. А. Давыдовым (1951-2005). Лаборатория оснащена современным оборудованием: установкой для рентгеновской рефлектографии, приборами для исследования в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре, микроскопами для изучения микрошлифов красочного слоя. Исследовательская и реставрационная фотодокументация ведется под руководством Станислава Лутфирахматова.

Но самое ценное, что отличает мастерскую реставрации нашего института от других учебных заведений, состоит в большом количестве часов практических занятий по специальности. Студенты два полных дня в неделю, начиная с первого курса, постепенно осваивают сложные операции по укреплению разрушенных произведений, учатся осторожно освобождать подлинную живопись от позднейших наслоений, деликатно восполняют утраченные части.

Преподаватели мастерской обучают студентов не только традиционным методам реставрации, но и новым методикам, связанным с использованием синтетических материалов и применением специального оборудования. Также уделяется внимание сравнению традиционных и новых методик, и выработке умения выбирать оптимальные решения, исходя из имеющейся задачи.

Знания и опыт, полученные в стенах института, студенты совершенствуют во время летней практики, когда они работают в музеях и реставрационных центрах под руководством ведущих специалистов страны: в Государственном Эрмитаже и Государственном Русском музее, в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря.

Институт многие годы сотрудничает с государственными музеями и Русской Православной Церковью, в рамках учебных программ выполняя работы по сохранению памятников культуры. За сорок лет своего существования в мастерской подготовлено более ста высококлассных специалистов, и спасено множество уникальных произведений искусства, которые теперь украшают музеи страны, среди которых: Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, музей истории религии, музеи-заповедники Царского Села, Павловска, Ораниенбаума (г. Ломоносов), Старого Изборска, областные музеи Пскова, Вологды, Петрозаводска, Сольвычегодска, Калязина, Перми, Тобольска. Немало икон отреставрировано для храмов Петербурга и для небольших провинциальных церквей.

Так, под руководством профессора А. Б. Алешина была реставрирована коллекция живописи малоизвестных голландских художников XVII-XVIII веков и картины советских живописцев 1920-х годов из собрания Псковского музея, произведения западноевропейских мастеров из уникального собрания живописи музея истории религии.

Под руководством профессора Ю. Г. Боброва раскрыты уникальные памятники древнерусской иконописи XV-XVII веков, среди которых иконы из церквей Пскова — храмов Св. Николы в Любятово, Св. Николы со Усохи, Успения Богоматери с Пароменья и многие другие памятники Псковской школы из собрания Псковского музея-заповедника. Руками студентов мастерской проведена консервация практически всего собрания произведений иконописи и живописи этого музея, которые во многих случаях находились в аварийном состоянии.

В последнее время преподаватели мастерской Ф. Ю. Бобров и С. В. Таратынова провели сложнейшие работы по реставрации картины известного итальянского живописца XIX в. Феличе Скьявони «Смерть Рафаэля» (ГМЗ «Царское Село»), которая с 1945 года была недоступна зрителям.

Реставрационные работы преподавателей, студентов и выпускников мастерской публикуются в каталогах выставок, альбомах, демонстрируются на реставрационных выставках, а лучшие были отмечены медалями Академии художеств. За годы обучения в Академии художеств студенты, приобщаясь к бесценному художественному наследию, получают широкие возможности к профессиональной карьере.

Высокая репутация мастерской ежегодно подтверждается качеством профессионального образования выпускников.

Коллектив мастерской реставрации живописи с ее исследовательскими лабораториями успешно выполняет не только учебные функции по воспитанию и образованию будущих специалистов, но и осуществляет практические работы по реставрации музейных ценностей, ведет научно-исследовательские и методические разработки
В течение всех сорока лет неоценимую помощь нашей школе оказывало и продолжает оказывать профессиональное музейное сообщество. Мы с благодарностью вспоминаем имена ушедших из жизни И. П. Горина (директор ВНИИ реставрации), Г. Г. Карлсена (зав. отдела реставрации ГМИИ им. А. С. Пушкина), С. В. Ямщикова (ВНИИ реставрации), И. П. Саутова (ГМЗ «Царское село»).

Мы признательны ведущим реставраторам страны: Г. В. Цируль и Н. С. Кошкиной (ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря), Т. П. Алешиной, Т. Д. Чижовой, Е. Герасимову, В. Коробову, А. Рахману (Гос. Эрмитаж), Е. И. Солдатенкову, И. Н. Корняковой, М. Г. Малкину (Русский музей), И. В. Ярыгиной (Художественный колледж им. Н. Рериха), за профессиональную помощь и совет.

Мы благодарны хранителям музейных коллекций Л. В. Бардовской (ГМЗ «Царское Село»), О. А. Васильевой (Псковский музей), Е. А Виноградовой (Вологодский музей-заповедник), сотрудникам Гос. Эрмитажа и Русского музея, НИМ Российской академии художеств, Гос. музея истории религии, музеев Сольвычегодска, Петрозаводска, Изборска за возможность изучать, копировать и участвовать в реставрации памятников культуры.

Ю. Г. Бобров,
Руководитель мастерской реставрации живописи

Ф. Ю. Бобров,
Доцент

С. В. Таратынова,
ассистент