Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
08 Октября, 2011 - 30 Октября, 2011

Академический рисунок

Академический рисунок

Скачать каталог

Связь между музеем и академией имеет давнюю историю и в отношении Равенны может справедливо считаться основополагающей. Фактически возникновение первой доступной коллекции неразрывным образом связано с основанием Академии изящных искусств, идея создания которой, в свою очередь, родилась в дебатах о большом общественном значении светского государства, вдохновленных прин- ципами Великой французской революции. Она воплотилась в жизнь в немалой степени благодаря упразднению религиозных орденов с последующей конфискацией массы культурных ценностей.

Важнейшая роль античных образцов в процессе обучения изобразительным искусствам обрела ведущее значение в начале девятнадцатого века благодаря возможности непосредственно ознакомиться с древними произведениями, собранными в галерее академии, включавшей в себя пинакотеку, галерею скульптур, глиптотеку, отдел гравюр и эстампов.

Экспозиция Художественного музея города Равенны позволяет совершить путешествие в прошлое как в эвокативной, так и в созерцательной форме и обогатить памятные события музея и академии нарративной историей, открывающейся сегодня в плодот- ворном европейском диалоге.

Сотрудничество Академии изящных искусств Равенны с Санкт-Петербургским государственным институтом живописи, скульптуры и архитектуры служит подтверждением того, что гуманитарные и антропологические ценности просветительства являются общим культурным наследием Европы и способствуют посредством передачи этих ценностей образовательному процессу.

Мы с радостью приветствуем и поддерживаем эту экспозицию, отдавая дань стремлению «перечесть» общее прошлое и сохранить культурное наследие, которое во всем его многообразии и сложности можно назвать европейским.

Клаудио Спадони
Директор Художественного музея города Равенны

------------------------------------

Создание Академии художеств в Санкт-Петербурге было частью масштабного плана европеизации страны, приобщения к ценностям европейской культуры. Для Академии художеств возвели монументальное здание и, главное, пригласили иностранных профессоров, которые подготовили фундамент русской академической художественной школы, воспитали русских художников, интегрированных в пространство мировой культуры. Со временем воспитанники в чем-то даже превзошли учителей, создали сильную школу, сохранившую генетические связи с европейскими традициями и в то же время духовную связь со своей страной.

Рисунок — основа академической школы. Рисование с натуры всегда сопровождалось изучением строения человека, костной и мышечной основы. И, конечно, гипсовые слепки, во множестве заполнившие академические залы, воспитывали чувство формы, пропорций, соотношения частей.

Система консервативного художественного образования замечательным образом сохранилась до наших дней. Она сохранялась в классицистическую и социалистическую эпохи, в эпоху царей и диктаторов. Она сохраняется и сегодня в демократической России в условиях неограниченной свободы самовыражения. У нас есть все основания гордиться школой, гордиться нашими учителями и учениками. Поэтому, кроме программных студенческих работ, мы посчитали возможным показать и творческие работы покойного профессора Александра Леонидовича Королева, малоизвестного, но очень достой- ного художника и педагога.

Знаменательно, что эта выставка, которой итальянские коллеги дали столь пафосное название, проходит в год культурного диалога между нашими странами. Великое итальянское искусство всегда вдохновляло академистов, воспринималось как художественный эталон. Многие русские художники сформировались в окружении гармоничной итальянской природы и наполненного страстями итальянского искусства.

Семен Михайловский
Ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской академии художеств

------------------------------------

«Огромная территория рисунка», о которой выдающийся французский историк искусства писал в начале книги с выразительным названием «Похвала руке» (1934), приходит на память на выставке работ воспитанников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры. Этот институт занимает огромное здание, возведенное Екатериной Великой на берегах Невы для Императорской академии художеств.

Рисунок по сути является жестом. В нем рука и ум, физическое и интеллектуальное находятся в эмпатическом диалоге.

Осознание интеллектуальной ценности рисунка, очевидное со времен Ченнино Ченнини, в эпоху Ренессанса достигло своего апогея. По свидетельству Франциско де Холланда, Микеланджело декларировал самоценность наброска ноги или руки или мастерски проведенной линии. Ценность рисунка, по его мнению, не зависит ни от завершенности произведения, ни от его принадлежности к живопи- си или скульптуре, ни от использованных материалов.

Еще один важный аспект этой выставки: представленные рисунки происходят из Академии художеств; все они созданы академическими воспитанниками в процессе их обучения, в процессе приобщения к искусству, в процессе художественного образования.

Тонкая, но значимая нить объединяет в этом смысле Равенну и Санкт-Петербург (к слову, оба города — некогда столицы, оба города небезразличны к искусству мозаики). В Художественном музее города Равенны хранятся самые старые экспонаты глиптотеки Академии изящных искусств Равенны, которая официально открылась в 1829 году при поддержке Городской магистратуры и руководства Провинции и Легатства. Равеннская и Петербургская академии обладали большим собранием гипсов и эстампов для правильного воспитания учеников.

Грамматика рисунка, которая прочитывается в изображениях, говорит о великой традиции, удивительным образом культивируемой в академии в прошлом и в настоящем. Действительно, эта традиция поддерживалась на всем протяжении истории русского искусства — в эпоху культа неоклассического идеала и возвращения к реализму социалистическому.

Главная ценность рисунка, которая ощущается на выставке, отсылает к принципам, сводится к тому, что культивировалось одной из первых художественных академий в Италии — болонской Degli Incamminati. Каррачи настаивали на том, что учиться надо прежде всего у натуры, а не у вымысла, и предлагали выстраивать процесс обучения, отталкиваясь от реальности, а не от идеи и ее первенства.

В представленных листах отчетливо виден объект исследования — человек, и в первую очередь — анатомия: рука следует за взглядом, стремясь понять внутреннюю структуру или уловить слабые чувственные проявления тел и вещей. «Когда вы рисуете дерево снизу, у вас должно быть чувство, что вы поднимаетесь с ним», — говорил Матисс. Свежесть и мастерство ряда рисунков таковы, что их авторы, похоже, следовали этому совету.

Мария Рита Бентини
Академия изящных искусств города Равенны