Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
18 Февраля, 2012 - 23 Марта, 2012

Анатомический рисунок

Анатомический рисунок

В Художественном музее города ИМАТРА (Финляндия) с 18 февраля по 23 марта 2012 года проходит выставка студенческих работ «Анатомический рисунок», выполненных студентами под руководством профессора кафедры рисунка Института имени И.Е. Репина Г. Манашерова. Выставка организована благодаря многолетнему совместному сотрудничеству между Институтом имени И.Е. Репина и Сайменским университетом прикладных наук.

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Главная особенность нашего учебного заведения состоит в том, что мы во многом сохраняем традиции академической системы художественного образования и этой консервативностью отличаемся от других академий сильно изменившихся под влиянием современного артрынка, от художественных школ в исторических стенах и с историческими именами, но принципиально новым содержанием. Как и прежде — сто и двести лет назад — мы ориентируемся на канонические образцы, постепенно — от первого к последнему курсу — усложняя учебные задания. Обучение начинается с изображения человека, изучения его строения. Рисование с натуры сопровождается занятиями анатомией, которые проходят в замечательном кабинете, сохраняющем дух старой академии. Это, конечно, не анатомический театр, в котором происходили публичные демонстрации вскрытия с разъяснениями прелектора на латыни, и не натурный класс, в котором истопники принимали позы античных героев, но сохранивший черты того и другого развернутый к подиуму благородный амфитеатр в окружении высоких шкафов, наполненных множеством черепов и скелетов, освещенных инфернальным светом неоновых ламп. К сожалению, до нас не дошли учебные пособия из папье-маше профессора Василия Шебуева, но сохранилась фигура экорше, созданная профессором Петром Клодтом. Лежащая на массивном основании фигура в естественной позе, по легенде сделана с утопленника, некогда обнаруженного на невской набережной. На пьедестале этого странного объекта, который при желании можно назвать памятником человеческим несчастьям, в том месте, где должны быть эпитафия или слова сострадания, недрогнувшей рукой выведено: «На замороженном теле препарировал профессор анатомии Илья Буяльский и по снятии под его наблюдением формы отлил в бронзе профессор барон Петр Клодт». Получив инвентарный номер 30613, фигура чудом уцелела в период пролетарской перековки-переплавки и теперь хранится в качестве скорее артобъекта, чем учебного пособия в интерьере, где пространство и время объединены сакральной связью. Я говорю о метафизи- ческой сущности анатомического кабинета, очевидной для всякого чувствительного человека.

Попадают сюда через низкую дверь под чугунной лестницей, и это расположение важнейшей академической аудитории кажется неслучайным. Здесь как нигде прилежно, под надзором требовательных профессоров трудятся академические воспитанники. Особенно эффектно выглядит кабинет в вечерние часы, в сумраке и тишине, когда, как кажется, стихают споры, суета сменяется послушанием, когда торжествуют сосредоточенность и усердие. В этой сокрытой под чугунной лестницей аудитории изучают анатомию человека, строение тела, чтобы потом перенести его на холст, наполнив движением жизни.

В последнее десятилетие анатомия стала темой замечательных выставок, проходивших в европейских столицах — в Лондоне и Париже, в Стокгольме. Наша небольшая выставка, не претендуя на широту исторического контекста и глубину смыслов, знакомит зрителей с рисунками талантливых студентов, в процессе обучения создающих штудии, подчас не уступающие по художественным качествам работам мастеров прошлого. И в этом, конечно, заслуга учителей, редких для нашего времени энтузиастов, взыскательных педагогов, знающих и любящих свое дело. Пользуясь случаем, я

хотел бы выразить особую признательность профессору Геннадию Иосифовичу Манашерову, подготовившему эту интересную выставку, всем, кто способствовал ее проведению в дружественной Финляндии. Смею надеяться, она заинтересует тех, кому небезразлична судьба искусства в его традиционном понимании.

Семен Михайловский
ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

ЧУВСТВОВАТЬ, ЗНАТЬ, УМЕТЬ — ПОЛНОЕ ИСКУССТВО...
(П. П. Чистяков)

Во все времена совершенное, безукоризненно точное изображение человеческого тела считалось вершиной мастерства во всех видах и жанрах изобра- зительного искусства. Путь к этой вершине лежит через процесс глубокого изучения пластической формы фигуры человека, стремление к точной ее передаче, через понимание общих закономерностей внутреннего строения человека, определяющего его внешние формы. Конечная цель этого процесса — раскрыть в изображении индивидуальные особенности живого, конкретного человека, неповторимость и своеобразие его пластического образа, характера, движения.

Изображая лучшее творение природы — человека и его тело, проникая в тайны его строения, красоты, гармонии и пластики, художники от самых примитивных изображений дошли до поразительных по красоте и совершенству пластических форм и глубине содержания образов. Исключительно важная роль в этом принадлежит науке, тесно связанной с изобразительным искусством, — «пластической анатомии» и «анатомическому рисунку», как средству закрепления и практического применения ее знаний, без которых невозможно создание подлинного произведения искусства. Много внимания уделяли изучению пластической анатомии гениальные художники и ваятели прошлого. Серьезные труды и трактаты , в этой области, оставили после себя — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Альберти, Дюрер, Гольбейн, Кампер, Гудон, Жерди, Сальваж и другие, а также представители русской академической школы. Их «анатомические рисунки», сопровождавшие эти труды, хотя и дошли до нас в ограниченном количестве, тем не менее раскрывают особенности творческого метода старых мастеров, в области работы над формой, в русле художественных школ, которые строили свою педагогическую систему, применительно к требованиям идейных целей своего времени.

Большой вклад в научно-теоретическое обоснование искусства рисования человека, на основе изучения пластической анатомии, внесла и русская академическая школа. За более чем двух вековую историю, школа подготовила и воспитала целую плеяду блистательных мастеров изобразительного искусства: А. П. Лосенко, П. И. Соколова, В. К. Шебуева, А. Е. Егорова, О. А. Кипренского, Ф. А. Бруни, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, П. П. Чистякова, И. Е. Репина, В. А. Серова, Д. Н. Кардовского, А. Е. Яковлева и многих других, включая в этот ряд и современных мастеров искусства. Их «учебные рисунки с натуры», так же как и «анатомические», которые они создали в стенах Академии, могут служить примерами , достойными подражания.

Современная педагогическая система академического института имени И.Е.Репина — одной их ведущих школ мирового изобразительного искусства, давно привлекает пристальное внимание высоким уровнем профессиональной подготовки художника. Школе удалось сохранить лучшие достижения и традиции Академии художеств, как высокой школы мастерства.

В основе этой школы лежит «учебный рисунок с натуры», ядром и сутью которого являются: наука - «пластическая анатомия» и неотделимый от этой науки — «анатомический рисунок», как основной метод познания и закрепления знаний, так необходимых художнику, для правдивого и убедительного изображения человека.

«Анатомические рисунки», представленные на данной выставке , расположенные в определенной последовательности , иллюстрируют методику преподавания пластической анатомии в институте им. И. Е. Репина, тесно слитую с методикой преподавания «учебного рисунка с натуры». Они выполнены на основе общих принципов объемного, конструктивно-анатомического анализа формы тела человека. В этом единстве закономерностей и принципов построения реалистической формы, в определенной последовательности заданий — от «простого к сложному» — и заключается основная ценность анатомохудожественного образования в институте им. И. Е. Репина , в учебной работе которого, содержится синтез науки и творческой художественной способности. И как продолжение рисования с натуры — развитие навыков рисования по воображению, по представлению, по памяти. Учебные рисунки студентов, выполненные в учебной мастерской , и анатомические рисунки студентов 1 и 2 курсов всех творческих факультетов института им. И. Е. Репина, как и рисунки учащихся Сайменского университета прикладных наук, выполненные на практических занятиях по анатомии, показывают методику преподавания дисциплин «пластическая анатомия» и «учебный рисунок», а также теснейшую связь учебных программ этих дисциплин.

Метод комплексного подхода по изучению пластической анатомии и опыт практического применения знаний этой науки в «учебном рисунке живой модели» был успешно применен в ряде зарубежных художественных школ изобразительного искусства Китая, Швеции, Эстонии, США и Финляндии (факультет скульптуры Финской Академии Художеств, Академии Пекка Халонена, Институт искусства и дизайна Университета прикладных наук г. Лахти, Высшее народное училище в г. Карья, отделение изобразительного искусства Сайменского университета прикладных наук в г . Иматра).

В последнее время все очевиднее становится необходимость повышения анатомо-художественной культуры в системе художественного специального образования. Хочется надеяться , что представленные на данной выставке рисунки, выполненные на высоком профессиональном уровне, будут способствовать этому процессу.

Выставка адресуется широкому кругу зрителей : педагогам-художникам, учащимся художественных учебных заведений, художникам-любителям и всем тем, кто интересуется проблемами изобразительного искусства.

Г. И. Манашеров
профессор рисунка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина