Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
23 Июля, 2015 - 15 Сентября, 2015

"Красное на Красном" - выставка Юрия Калюты

"Красное на Красном" - выставка Юрия Калюты
Юрий Калюта - один из самых успешных из самых одаренных академических художников. У него много учеников и подражателей в России и Китае, где он необыкновенно ценим, о чем свидетельствует выставка, которая проходит в Пекине, в Национальном музее - главном музее в неперестающей удивлять стране.
Я был неоднократно свидетелей бурных оваций в его адрес со стороны наших китайских товарищей - художников, критиков, коллекционеров, ценителей искусства. Их восхищает его живописная лихость, размашистость, эффектность приема, кажущаяся легкость кисти, являющаяся результатом большой работы по совершенствованию мастерства. На самом деле этот художник обладает большой живописной культурой, он глубоко понимает и тонко чувствует живопись старых европейских мастеров, в особенности экзальтированных испанцев, которыми не перестает восхищаться, но небезразличен и к восточному искусству. Он с восторгом говорит об Эль Греко и Веласкесе, но способен по достоинству оценить традиционную китайскую живопись. Из русских мастеров, академических воспитанников стоит вспомнить Фешина и Малявина, отдававших предпочтение эмоциональной нервной живописи, а художников близкого поколения Мыльникова и Моисеенко. Последний, кажется, наиболее повлиял на Калюту. Следы этого влияния ощутимы во многих работах - портретах, натюрмортах, в композиционных решениях и, конечно, характере живописи, отношении к цвету, к красочной поверхности. Калюта часто использует красный, черный, белый, часто в контрастных сочетаниях. Не случайно, конечно, и эта книга публикуется под красной обложкой.

Юрий Калюта родился на Украине, в городе Кривой Рог, в семье далекой от искусства и в детстве мечтал стать футболистом. Он не стал спортсменом. Но здоровые амбиции, целеустремленность помогли ему стать лидером в другой области, где также чествуют триумфаторов, также восхищаются достижениями. Будучи человеком тщеславным (а каким еще должен быть художник, он тщеславен по определению) он учился в самой престижной мастерской монументальной живописи под руководством профессора Андрея Андреевича Мыльникова. В качестве дипломной работы он сделал эскизы витражей для гостиницы «Ленинград». Вскоре Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, переименовали гостиницу, которой, конечно, уже не требовалось пафосное декоративное оформление. Стали иссякать заказы на монументальные панно и вообще на подобного рода вещи, Но Калюта еще на защите диплома показал портреты, которые произвели сильное впечатление, запомнились. Он стал пробовать себя в этом жанре и, надо сказать, весьма преуспел в качестве именно портретного живописца. Помимо множества постановок для души, вереницы портретов на заказ, он много пишет свою семью - жену, которая тоже художник, сына, о котором он всегда говорит с необыкновенной теплотой. В этих портретах есть лирическая интонация, свойственная петербургскому искусству семидесятых-восьмидесятых. Но, как ни парадоксально звучит для меня самыми убедительными кажутся черно-серые пейзажи, в которых есть такой драматизм, такая пронзительная тоска, что все прочее кажется менее значимым, не столь принципиальным. 

Про таких как Калюта говорят, что он сам себя создал. Он, много достиг, в первую очередь независимости, которая открывает путь к свободному творчеству. Юрий Калюта преподает в мастерской патриарха академической школы профессора Василия Васильевича Соколова, полон сил и энергии, у него есть желание принести пользу академическим воспитанникам, что заслуживает всяческой поддержки.

Семен Михайловский