Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта
03 Марта, 2023 - 23 Марта, 2023

Четверо из Китая

Четверо из Китая
Нас многое связывает с Китаем. Первые китайские студенты приехали к нам в 1953 году.
Они жили в бедности, привыкли к тяжкому труду, скудной жизни, но верили в коммунизм. В синих
рубахах лежали «маленькие красные книжицы» – цитатники Мао. Они не имели даже паспорта,
ведь перемещение по стране было ограничено. Китай нуждался в специалистах – военных и
строителях, инженерах и врачах.
Советский Союз командировал сотни преподавателей для подготовки кадров и приглашал
на учебу сотни студентов из дружественной страны. В Институт им. Репина приезжали учиться
рисунку и живописи, скульптуре и графике, изучать историю искусства. Техника масляной
живописи (в отличие от традиционной техники гохуа – водяных красок и туши по бумаге и шелку,
– бывшей также достоянием немногих) была мало знакома, казалась чудом из чудес. Писать
картины, изображать мир масляными красками на холсте стало увлекательной задачей. Конечно,
в тогдашнем Китае существовали представления о европейской живописи. Но именно советская
школа, постоянно декларировавшая связь с русским реализмом девятнадцатого века, дала
импульс развития новому китайскому искусству.
Имена Репина и Сурикова были на слуху, но их произведения знали по тусклым
репродукциям. Поездка в СССР, учеба в Академии запомнилась многим. В середине 1960-х годов
случилась «культурная революция», приведшая к серьезному конфликту. Все китайские учащиеся
были в экстренном порядке отозваны на родину, где вынуждены были трудиться на рисовых
полях, заниматься несвойственной им работой, страдать морально и физически. Ведь заниматься
искусством, любой интеллектуальной деятельностью в то мрачное время было, по сути,
запрещено. К счастью, после объявления «реформ и открытости» (Гайгэ-Кайфан) контакты
возобновились. Наши вчерашние ученики получили достойные позиции в художественных
институтах, стали руководителями и ведущими профессорами и всегда с теплотой вспоминали
русских учителей. Академических профессоров стали приглашать в обновленный, стремительно
модернизирующийся Китай. Их работы часто экспонируются в разных городах – Пекине и Шанхае,
Ханчжоу и Гуанчжоу, на севере и на юге. Однажды с коллегой из Пекинской академии
профессором Фан Дианом сделали совместную выставку в парадной анфиладе нашего
академического музея.
Изменилась страна, изменились люди. Мы гордимся студентами из Китая. Их много.
Мальчики и девочки учатся на всех факультетах, в условиях жесткой конкуренции. Но, как ни
странно, похоже, это первая выставка, на которой мы показываем работы наших воспитанников –
вчерашних и сегодняшних учеников, приехавших из далекого-близкого Китая. Четверо – три
живописца и один график – воспитанники профессоров Юрия Калюты, Александра Быстрова и,
увы, ушедшего из жизни профессора Клима Ли. Замечательные ребята – живые, веселые,
активные, ищущие. Они пишут то, что любят и чувствуют. В их работах есть настроение, чувства,
характеры. Работать над этой выставкой, общаться с начинающими художниками было приятно и
легко. Мы живем в непростое время и еще больше ценим нашу дружбу и взаимопонимание,
дружбу, укорененную пусть в недолгой, но впечатляющей истории. Один китайский мудрец изрек
такую мысль: «Дайте человеку рыбу – и вы его прокормите один день. Научите его ловить – и
прокормите всю оставшуюся жизнь». Фразу приписывают Конфуцию, Лао Цзы, Мао Цзэдуну, но
неважно, кто так сказал, важен смысл. Хочется пожелать замечательной «четвертке из Китая»
процветания. Мы дали знания и умения. Надеюсь, что они помогут добиться впечатляющих
результатов.