Роль графики как вида искусства в системе академического образования, построенной на приоритетной роли рисунка в создании произведения изобразительного искусства, чрезвычайно велика, поэтому на всем протяжении существования Академии художеств ей уделяется здесь самое пристальное внимание. Известный отечественный искусствовед А. А. Сидоров писал в 1920-е годы, что самое понятие графики ясно не до конца и не для всех. И вместе с тем он подчеркивал, что это самое современное из всех изобразительных искусств. В одной из своих статей В. А. Фаворский говорил, что он предпочел графику как изобразительное искусство, «более доступное людям, чем живопись, как искусство массовое» . Многие русские художники прославились именно в этом виде творчества, создавая произведения в области оригинальной станковой графики, печатной гравюры, книжной иллюстрации, отдавая предпочтение резцовой гравюре или офорту, акварели или пастели, ксилографии или линогравюре...
Собственно факультет графики в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина был создан в апреле 1948 года, но история его гораздо более значительна и уходит своими корнями в XVIII век. Еще в период основания Императорской Академии художеств существовал граверный класс, которым руководили Г. Ф. Шмидт, а затем Е. П. Чемесов.
Известные граверы С. Ф. Щедрин, А. Г. Ухтомский, Н. И. Уткин преподавали в граверном классе, формируя и развивая основы русской гравировальной школы. Серьезные перемены в академической системе преподавания произошли на рубеже XIX-XXвв., когда граверный класс возглавил В. В. Матэ, воспитавший плеяду ярких художников.
В 1921 году, во времена, когда Академия художеств переживала период реорганизации, во ВХУТЕМАСе был создан полиграфический факультет. Его возглавил П. А. Шиллинговский — «маг безупречно вырезанных линий» (А. А. Сидоров) . Известные художники — В. М. Конашевич, Е. С. Кругликова, В. Д. Замирайло, А. П. Остроумова-Лебедева, Д. И. Митрохин работали здесь. Полиграфический факультет был реорганизован в графический со второго триместра 1924-25 учебного года.
В 1936 году при живописном факультете была создана графическая мастерская, выпускавшая многих талантливых художников. Ею руководил П. А. Шиллинговский, благодаря которому здесь же преподавали И. Я. Билибин и К. И. Рудаков. В одном из протоколов заседания Комиссии по пересмотру распределения помещений на 1935/36 учебный год под председательством Шиллинговского значится, что «графическая мастерская может быть открыта при условии предоставления ей помещения в первом этаже главного здания № 65 и 62, причем макетная мастерская может быть переведена в квартиру, занимаемую ныне профессором Глаголевым» . Именно в этом году учебно-методическим советом Института особенно отмечалась необходимость усиления работы над рисунком в индивидуальных мастерских.
В 1939 году увеличился штат профессорско-преподавательского состава живописного факультета, в состав которого по-прежнему входила графическая мастерская. На кафедру рисунка и живописи пришли профессора В. М. Конашевич и К. Н. Рудаков, художники С. М. Мочалов (ксилография), В. Д. Двораковский (книжная графика), Н. А. Успенский (заведующий графической мастерской), Л. Ф. Овсяников (рисунок и офорт).
Выступая на заседании совета живописного факультета Б. В. Иогансон, анализируя работу мастерских и отдельных педагогов, говорил, что «графическая мастерская производит приятное впечатление. Руководители Рудаков и Билибин. [...] Во-первых, рисунок там превосходный. Я видел там такой законченный рисунок, очень крепкий по форме, пластичный, что очень хотелось бы, чтобы на живописном факультете рисунок стоял бы на такой высоте». И вместе с тем, Иогансон критикует живопись Рудакова, что совершенно в духе того времени, когда велась активная борьба с эстетизмом и формализмом: «акварель Рудакова очень приятная с большим вкусом, но когда вспоминаешь настоящее акварельное решение, штудирование, то хотелось бы не такого четкого акварельного решения. Есть в этом какая-то доля эстетства, такое приятно замазанное пятно, очень эстетичное, часто бывает не решено в своих акварельных началах» .
В годы Великой отечественной войны, когда Академия художеств была эвакуирована в Самарканд, а затем в Загорск, оборудование графической мастерской оставалось в Ленинграде. «В эвакуации студенты занимались в основном акварельной живописью и рисунком», — пишет известный исследователь Е. В. Гришина. В годы войны погибли в блокадном Ленинграде И. Я. Билибин, П. А. Шиллинговский, Б. И. Кожин и другие.
Руководителем графической мастерской с 1944 по 1948 год стал В. М. Конашевич. Он провел всю войну в блокадном Ленинграде, ведя активную творческую и выставочную деятельность. Произведения Конашевича отличались трепетностью линий каллиграфически точного рисунка и колористической выразительностью (акварели, рисунки тушью на китайской бумаге, рисунки пером, литографии). Это был выдающийся иллюстратор детской книги. Для многочисленных его работ в этой области типичны сочетание реальности и фантазии, затейливо-декоративная манера графики, мягкая гротескность, весёлая изобретательность, праздничность. Его «чудотворное искусство» (К. Чуковский) воспитало несколько поколений советских и российских детей. В 1945 году на заседании Ученого совета ВАХ В. М. Конашевич защитил диссертацию «Путь художника» на соискание ученой степени доктора искусствоведческих наук. Его официальными оппонентами были И. Э. Грабарь, Е. И. Катонин, П. Е. Корнилов и С. К. Исаков.
Когда на базе графической мастерской живописного факультета был создан в 1948 году графический факультет, туда и вошла кафедра графики, которой заведовал доцент С. В. Приселков. К его работе были привлечены доцент Н. А. Павлов и заслуженный деятель искусств А. Ф. Пахомов. Прием на первый курс графического факультета составил 12 человек. Таким образом, во второй половине ХХ века на факультете ведущие позиции занимали В. М. Конашевич, М. А. Таранов, А. Ф. Пахомов, В. А. Ветрогонский, Ю. М. Непринцев.
Выдающийся художник А. Ф. Пахомов много лет возглавлял персональную мастерскую на этом факультете, и был прекрасно известен еще с 1920-х годов как мастер детской книжной иллюстрации и автор многочисленных произведений на тему детства. Войну А. Ф. Пахомов пережил в блокадном Ленинграде, напряженно и много работая. Итогом этого творческого подвига стала серия литографий «Ленинград в дни блокады». Своим ученикам А. Ф. Пахомов прививал не только глубокое понимание чувства пластической формы и профессиональные навыки графического мастерства, но и делился с ними своим богатым опытом художника, усвоившего многие формальные эксперименты искусства первой половины ХХ века.
С 1973 по 2002 год факультет графики возглавил В. А. Ветрогонский, руководивший и персональной мастерской. Его литографии, линогравюры, акварели составили славу отечественного искусства. Большие серии «Северная Магнитка», «По родному Северо-Западу», «Заводские будни», «Волго-Балт». Ежегодно путешествуя в г. Череповец по Неве, через Ладожское озеро, Ветрогонский воспел скупую и могучую красоту северного края, сильных людей самых разных профессий — от моряков до металлургов, его населявших.
В настоящее время факультет графики возглавляет — К. Ли, тонкий мастер пастели и других графических техник. Его станковые композиции и книжные иллюстрации отличаются высоким мастерством, точностью и легкостью линий, притягивают огромным внутренним напряжением и духовной силой, лаконичными, но удивительно точными средствами выразительности. Наиболее знаменитый цикл работ К. Ли — иллюстрации к «Лолите» В. В. Набокова.
На факультете графики две персональные мастерские — мастерская книжного искусства, возглавляемая А. А. Пахомовым и мастерская станковой графики, которой руководит А. С. Андреев.
Заведует кафедрой графики — А. А. Пахомов. Это известный современный петербургский художник. Наряду с экспрессивными живописными полотнами, яркими книжными иллюстрациями, в последние годы он развивает особую тему в графическом искусстве — изображение обнаженного юношеского тела. По словам исследователя его творчества Н. Кононова: «Пахомов борется с ритуализацией тела, поэтому герои и героини [...] предстают уравненными, словно прошедшими горнило компромисса, предстают андрогинами» . В свои лаконичные работы Пахомов умеет вложить глубокий философский смысл и высокий художественный вкус.
А. С. Андреев — автор уникальных автоцинкографий, из серии «Детство», ксилографий из жизни и быта русской деревни, легких и энергичных карандашных рисунков, тонкий мастер детской иллюстрации. Сравнительно недавно вышла книга рассказов В. М. Шукшина, проиллюстрированная этим художником. Будни и праздники сельской и городской жизни, иногда пронизанные почти мистическими переживаниями, но преподнесенные с великолепным чувством юмора и очень живые предстают в работах А. С. Андреева. Его творчество в графике вполне сопоставимо с творчеством Шукшина в прозе.
Виртуозность технического исполнения, реалистическая наполненность образов, психологическая глубина и вместе с тем яркая индивидуальность свойственна многим педагогам кафедры графики: И. А. Раздрогину, П. Г. Татарникову, А. Ю. Синице, А. Н. Скляренко, А. В. Белову, Ю. В. Башкирцеву. В последние годы коллектив пополнился и молодыми художниками. Это К. В. Грачев, А. С. Заставский, М. А. Раздобурдин.
Усилиями разных художников формировались традиции школы графического факультета Института имени И. Е. Репина. Множество ярких индивидуальностей словно слили свои голоса в едином хоре, доказывая правомерность и правомочность существования академических реалистических традиций в современном изобразительном искусстве.
Студенты, обучающиеся на этом факультете изучают все виды графических техник — офорт, литографию, линогравюру и т. п. На первых двух курсах выполняются задания по рисунку, живописи акварелью и композиции, происходит знакомство с основными техниками печатной графики, а с третьего курса студенты распределяются по персональным мастерским и продолжают работу в материале. В последний год обучения выпускники выполняют дипломную работу, тему и технику которой они выбирают сами под руководством кафедры.
Защиты дипломных работ последних лет показывают, что студенты графического факультета, осваивая самые современные технологии, приемы и методы, изучая разные направления в искусстве — от классики до постмодерна, пробуя себя во всех видах и жанрах станковой и книжной графики, демонстрируют преемственность традиций, навыки академической школы, которые проявляются в высоком профессионализме и мастерстве.
С. М. Грачева,
декан ФТИИ Института имени И. Е. Репина,
профессор кафедры русского искусства,
кандидат искусствоведения