-читать-
Александр Владимирович Жук (1917-2008)
профессор, заведующий кафедрой архитектуры.В 1940 году окончил по мастерской академика Л.В. Руднева. Присуждено звание "архитектор-художник". Осенью того же года призван на срочную службу в Р.К.К.А. Служил курсантом-сапером в городе Львове, где и застала война. Постиг ужасы начала войны, тысячные жертвы обороняющихся и преследуемых при трагическом отступлении. Уцелел. Воевал под Киевом. Ранен. Плен. Побег. Залечивая перебитую руку, скрывался по глухим деревням оккупированных земель. Продвигался на юго-восток, надеясь перебраться к своим. Неудачи. Выжил. Смог перейти на сторону наших войск только на Северном Кавказе в первые дни 1943 года. Спецлагерь НКВД в городе Георгиевка. Проверен. Отпущен по ранению. Автор воспоминаний о войне «Начало».
Евсей Евсеевич Моисеенко (1916-1988), профессор.
В 1935 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. 5 июля 1941 года ушёл добровольцем в народное ополчение. На подступах к Ленинграду вместе со своей частью попал в окружение и фашистский плен. До апреля 1945 года находился в концентрационном лагере в Альтенграбове. Когда узники были освобождены союзными войсками, его переправили на родину. Войну закончил, сражаясь в 3-м гвардейском кавалерийском корпусе.
После демобилизации в 1945 году возвратился в институт и в 1947 году окончил его с дипломной картиной «Генерал Доватор».
Игорь Александрович Раздрогин (1923-2018), профессор.
В 1938 году поступил в Среднюю художественную школу при Академии художеств, которую не окончил, поскольку началась Великая Отечественная война. Добровольцем ушёл на фронт — воевал на Ленинградском фронте, сражался в частях морской бригады под Синявино, участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики.
Владимир Георгиевич Старов (1925-2013), профессор кафедры графики.
С первых дней Великой Отечественной войны восьмиклассник Володя Старов работал по ночам санитаром-добровольцем в военном госпитале ЭГ № 2015 по улице Восстания, дом № 8, за что получил свою первую награду — медаль «За оборону Ленинграда». 15 февраля 1942 года вместе с матерью был эвакуирован по Дороге жизни из блокадного города.
В январе 1943 года, досрочно окончив 9 класс, ушёл на фронт. Служил артиллерийским разведчиком в 22 артиллерийской дивизии прорыва в составе 1-го Белорусского фронта. Был командиром отделения разведки 2-го дивизиона 59-й Пушечной Артиллерийской бригады.
Награждён медалью «За боевые заслуги» «...за то, что он в боях у деревни Кобыльщина 2.02.1944 г., несмотря на сильный артиллерийско-миномётный огонь противника, находился в боевых порядках нашей пехоты, вёл разведку за боевыми точками противника, точно указав командиру дивизиона месторасположения одной миномётной батареи, одной установки РС и одного самоходного орудия типа «Фердинанд», которые были успешно подавлены огнём дивизиона» (запись в наградном листе). 21 февраля 1944 года под деревней Михайловкой Быховского района в Белоруссии получил осколочные ранения. Войну закончил в городе Цербст (провинция Анхальт-Цербст) юго-западнее Берлина. После окончания войны продолжил служить в группе советских оккупационных войск в Германии до 1949 года.
Раиса Дмитриевна Зенькова родилась в 1912 году в селе Графское Приморской области Дальневосточного края. Поступила на факультет живописи в 1940 году. Записалась в ополчение в июле 1941 года (РВК Василеостровского района). На Ленинградском фронте была снайпером (отмечена орденом Славы III степени). Воинское звание - ефрейтор. Дипломная работа называлась «На освобождённой земле» (мастерская профессора Б.В.Иогансона, 1949г).
Мемориальные доски в память о студентах, аспирантах, преподавателях и сотрудниках Академии художеств, павших на фронтах Великой Отечественной войны
Мемориал студентам академии художеств, павшим при защите Ленинграда 15 августа 1941 года у церкви Успения Пресвятой Богородицы в Большой Вруде
История братской могилы профессоров Академии художеств
Знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, русский график и звезда «Мира искусств», прославившийся иллюстрациями к сказкам и оформлением спектаклей, отказался эвакуироваться. Проживал по адресу Гулярная ул.(ул.Лизы Чайкиной), д. 25 кв.46. В целях экономии сил и безопасности перебрался в октябре 1941 г. в подвалы Академии художеств. В этот период он работал особенно много. Обращался прежде всего к образам былинных богатырей, защитников русской земли – Вольге, Микуле Селяниновичу, Ильи Муромцу… Он хотел создать серию открыток, лубков, плакатов, посвященных Великой Отечественной войне. В декабре 1941 года состоялась торжественная защита дипломных работ в Академии, которую Иван Яковлевич, проявив силу духа, не дал прервать в связи с начавшимся авианалетом. Новый 1942-й год встречали вместе. И.Билибин читал яркую оду, полную надежд. Но сразу после нового года, его положили в стационар Академии и 7 февраля 1942 г. Иван Яковлевич умер от истощения на 66-м году жизни.
Оскар Рудольфович Мунц, известный архитектор, автор Волховской ГЭС. После начала войны, отказавшись от предложенной эвакуации, он продолжал жить по адресу: Большой пр. В.О., д.50, кв.17, и в тяжелых условиях блокады продолжал преподавать и проектировать. Последняя работа О.Мунца – проект бомбоубежища. В январе 1942 года на выставке дипломных работ, проходившей в заиндевелом зале, «появился явлением нездешнего мира профессор Мунц – собранный, подтянутый, в черном отутюженном костюме и с накрахмаленным белым воротничком.
- Оскар Рудольфович, как вы смогли?
- Из уважения к авторам. – Он показал на стенды.
- Но без пальто, в эту стужу? И крахмал? Не съеденный крахмал на воротничке?
- Ничего, мы старики крепкие. Вот сын слег, молодежь слабее».
Через неделю Оскара Мунца не стало. Он умер в больнице при Академии от дистрофии в возрасте 70 лет 3 февраля 1942г.
Начало войны застало известного архитектора, автора Дома Омовения на Преображенском кладбище, Якова Германовича Гевирца в должности декана архитектурного факультета. На его плечи легла организационные обязанности по организации бомбоубежищ, дежурстве на крышах, работе в комиссии по маскировке памятников. Активное участие Гевирц принимал в Комиссии по обходу и учету ценных предметов Академии художеств. Особое внимание было уделено снятию со стен росписей в залах Рафаэля и Тициана. Продолжал он и свою педагогическую деятельность. Зимой 1941 г. был назначен зам. директора Института живописи, скульптуры и архитектуры по научной и учебной работе. В декабре он с женой, сыном и дочерью перебирается из своей разрушенной квартиры (пр.Добролюбова, д.21а, кв.32) в подвал Академии художеств под защиту крепких академических сводов. Там уже жили семьи И.Билибина и О.Мунца. Там же 19.01.1942 он умирает от дистрофии в возрасте 62-х лет.
Алексей Еремеевич Карев – известный мастер городского пейзажа, портрета и натюрморта. Когда началась блокада, преподавал живопись в Института живописи, скульптуры и архитектуры. 26 августа 1941 года хотел уйти на фронт, но был оставлен преподавать в Институте. Он не переезжал в подвалы Академии, продолжал жить по адресу: Средний пр., д.27, кв.16. Алексей Еремеевич 11 февраля 1942 года умер от общего истощения в возрасте 63-х лет. По поводу фотографии есть сомненияч, поэтому красноречивым портретом художника пусть пока будет его замечательная «Нева».
Павел Семенович Наумов – известный живописец, художник-символист. К началу войны он - заведующий Живописным факультетом. Остается в Ленинграде, продолжает преподавать. Ни бомбежки, ни выбитые стекла, не приводили к прекращению занятий. Зимой 1941 года он, как и другие профессора, перебирается в подвал Академии. Незадолго до смерти возвращается к себе домой на 12-ю линию В.О., д.31, кв.46. Но силы его покидали, в последнем письме своему ученику С.Г.Невельштейну, Павел Семенович сокрушается, что свалился в самое горячее время и просит, чтобы по Средней художественной школе его заменил т.Горб, которому он «будет благодарен даже и с того света». 11 февраля 1942 года на 58-м году жизни его не стало.
Владимир Александрович Фролов – великий мозаичист. После начала войны работа в Мозаичной мастерской стала сокращаться. Мастера уходили на фронт и оборонные работы. Началась эвакуация, но деятельность продолжалась. Большая студия не отапливалась, стекла были выбиты артобстрелом, помощники слабели от голода. Последней работой были мозаики для станции «Автозаводская» Московского метрополитена. Это восемь растянутых по длине фризов на тему мирного строительства в СССР и боевой подготовке Советской Армии и Флота (общая площадь 126 кв.м.). Только после отправки последних ящиков с мозаиками по Дороге жизни, Владимир Александрович позволил себе слечь. Он настолько ослаб, что уже не мог выйти из дома. Жил он тогда в семейной квартире Л.Н.Бенуа по 3-ей линии В.О., д.20, кв.8, где и скончался 3 феврала от общей дистрофии в возрасте 65 лет.
Константин Петрович Фурсов – архитектор-инженер. Перед войной он трудится в Академии старшим научным сотрудником на Архитектурном факультете. Живет на бульваре Профсоюзов (Конногвардейский бульвар), д.9, кв.27. 19 декабря 1941 года он пишет заявление с просьбой включить его в списки несения круглосуточных дежурств по Академии художеств. 28 января 1942 года он умирает на 51-м году жизни.
Павел Александрович Шиллинговский – знаменитый график, создатель НИИ с кабинетом графики во Всероссийской академии художеств, Графический факультет которого, возглавит. Жил Павел Александрович в квартире-мастерской в Тучковом переулке, д.11, одна стена которой была стеклянная. На противоположной стене были антресоли, на которые вела лесенка. Тут были заставлены холстами, папками, работами, посвященными его родной Бессарабии. С началом войны Шиллинговский отказался покидать Ленинград, продолжал преподавать и трудиться в графической мастерской. В декабре 1941 года ему была присвоена ученая степень доктора искусствоведения. В это время он, уже обессиленный, потерявший жену-друга, продолжает работать над циклом «Осажденный город». Этот цикл продолжил серию «Петербург, руины и возрождение», которую он начал в 1920-е годы. Цикл был задуман как эпический рассказ о войне, мужестве и стойкости ленинградцев. Эта работа не была закончена. С января 1942 г. он был прикован к постели и умер от дистрофии 5 апреля в возрасте 61 года.
Итак, в январе 1942 г. скончались Я.Гевирц, В. Фролов и К.Фурсов, в феврале – О.Мунц, П.Наумов, И.Билибин, А.Карев. В связи с трудностями с похоронами решено было хоронить умерших в январе и феврале вместе. Для похорон было выделено 3 студента, а затем в похоронную бригаду были назначены в помощь 4 девушки-пожарницы. 18 февраля на похоронную машину были перенесены гробы с телами И.Билибина и О.Мунца, умерших в стационаре Академии. По пути следования из квартир умерших дома профессоров В.Фролова, П.Наумова и А.Карева были взяты еще 3 гроба. Весь день процессия добиралась до Смоленского кладбища. Машина остановилась примерно в 120-150-метрах от предполагаемого захоронения. Стало смеркаться. Студенты вынуждены были вернуться, а на месте по решению администрации Академии художеств выделили трех студентов для ночного дежурства у гробов на кладбище. Захоронение было произведено утром 19 февраля. Грунт с трудом поддавался копке. К могиле гробы тащили волоком. Их установили в два яруса, а сверху был насыпан небольшой могильный холм. Над могилой была установлена дощечка из железа с фамилиями профессоров.
После войны Герман Яковлевич Гевирц , фронтовик, студент Горного института, впоследствии заслуженный строитель, обратился к ректору Академии художеств Матвею Манизеру с просьбой установить памятник. В 1960-м году на средства Союза художников и Союза архитекторов на «блокадном» участке кладбища открыли гранитную стелу, созданную по проекту архитектора Владимира Оскаровича Мунца. На мраморной плите, установленной на гранитном основании, были вырублены имена упокоенных.
П.Шиллинговский был похоронен на Смоленском православном кладбище, а перезахоронение праха произошло только 8 мая 1983 года. Тогда же его имя было высечено на памятнике братской могилы в общем списке.
P.S. Вместе с профессорами был похоронен один студент, но имя его на памятнике не указано, нет его и на «Доске погибших»в Академии художеств. Позднее стало известно, что в ночь с 3 на 4 февраля 1942 года в стационаре Академии умер 25-летний студент Моисей Борисович Ваксер. И вполне вероятно он мог быть захоронен в братской могиле. Это был один из лучших выпускников Академии. Через неделю после начала войны, получив отказ в военкомате и в медкомиссиях, освобожденный по состоянию здоровья от военной службы, Моисей пришел в редакцию «Окон ТАСС» и стал там незаменим.
В качестве дипломной работы, которую Моисей Ваксер защищал в декабре 1941г., он подготовил проект парка-памятника героической обороне Ленинграда — «Соединительный парк в Тярлево». Историки отмечают, что этот проект был практически первым в советском монументальном искусстве проектом Парка Победы, который был создан во время Великой Отечественной войны. Выступающие члены комиссии единогласно предложили принять Моисея в аспирантуру, и уже на следующий день он был зачислен аспирантом к академику, теоретику и идеологу ленинградского архитектурного конструктивизма Александру Сергеевичу Никольскому.
11 декабря состоялся Торжественный акт, посвященный новому выпуску, а месяц спустя истощенного Ваксера поместили в больничный стационар при академии. Однако спасти его не удалось. Он скончался, не дожив нескольких дней до эвакуации Академии художеств в Самарканд. Моисей вместе с профессорами Академии был похоронен в братской могиле вблизи Смоленского кладбища, на правом берегу Черной речки.
Бывший в годы войны редактор «Окон ТАСС» Г. Кофман в книге «Художники города-фронта» (1973) писал: «Умер Ваксер. С этим невозможно примириться. Фашисты задушили голодом человека, которому предстояло так много дать искусству!» Он ни о чем не мог говорить, не рисуя что-либо при этом. В его письмах рисунков было больше, чем слов. Он просто не мог не рисовать…»
Несколько лет назад сотрудники ИТАР ТАСС, где работал Ваксер во время войны, создавая ОКНА РОСТА, установили ему памятник чуть в стороне от общей могилы.
Автор текста: Алла Князькина