Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Отчёт о Международной научной конференции «Афон – Светоч Православия. Взаимодействие культур»

Отчёт о Международной научной конференции «Афон – Светоч Православия. Взаимодействие культур»

С 5 по 7 октября 2016 года в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств состоялась Международная научная конференция «Афон – Светоч Православия. Взаимодействие культур», организованная в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации «Тысячелетняя традиция русского православного паломничества на Афон».

Посвященная одному из известнейших и в то же время наиболее сакральных христианских центров – Святой горе Афон – конференция объединила многих российских и зарубежных участников. С докладами выступили ведущие специалисты Государствен­ного научно-исследовательского института реставрации, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря, Государственного Русского музея, Государственного музея истории религии, Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, Института имени И. Е. Репина, Музея фресок Дионисия (Ферапонтово), Аристотелевского университета (Греция) и др.

На протяжении трех дней конференции в Выставочном зале института работала выставка «Афон – духовный светоч Православия». Ее подзаголовок «Святой Афон в живописи Дуга Паттерсона и архивных фотографиях из собраний Русского музея и Музея истории религии» отражал несколько разделов экспозиции. На ней были представлены 25 фоторабот отличного качества – предоставленное Государственным музеем истории религии Собрание видов Святой горы Афон из коллекции фотографий Императорского Православного Палестинского Общества; эти снимки были выполнены в XIX столетии известным французским эллинистом и византинистом Габриелем Милле (1867–1953), запечатлевшим памятники Афона во время двух своих путешествий в 1894 и 1896 гг.

Также на выставке экспонировались Афонские фотографии из собрания Государственного Русского музея: 40 изображений из посвященного императору Александру II фотоальбома «Старый Афон. Русский монастырь Святого Пантелеймона», 10 – из фотоальбома «Афон» с посвящением императрице Марии Александровне (оба – конца 1860-х – 1870-х гг.) и 8 снимков из Папки «Афон», выполненных известным фотографом Л. Д. Никольским.

Помимо этого, на плазменном мониторе демонстрировались 58 живописных и графических видов Афона, созданных современным английским художником Дугом Паттерсоном, предпринявшим путешествие по монастырям Афона по следам Василия Барского.

В рамках конференции состоялась также презентация книги Е. Н. Цигаридас и К. Ловерду-Цигарида «Священная Великая Обитель Ватопед – Византийские иконы и оклады», выпущенной в 2016 году издательством С. И. Верхова.

6 октября участники и гости конференции посетили Кафедру реставрации живопи­си Института имени И. Е. Репина, где им были представлены уникальные памятники древнерусской живописи и иконы синодального периода из различных музеев и храмов России.

Проведенная конференция, на которой прозвучали и были обсуждены доклады, посвященные не только истории, но и современности, взаимодействию культур и традиций, обозначила несколько направлений дальнейшего развития исследовательской деятельности в этой многосторонней и многоликой тематике.