Декан факультета - Грачева Светлана Михайловна
Заведующая отделением заочного обучения - Горегляд Татьяна Федоровна
Дневное обучение: т. (812) 328-01-13
e-mail: ftii@artspb.net
Заочное обучение: т. (812) 323-65-38
e-mail: ozo@artspb.net
Лекторий ФТИИ: 8(812)3280113; 89110027697
На факультете теории и истории искусств имеется два отделения – дневное и заочное. Первым деканом факультета был А.С. Гущин, затем эту должность занимали П.Н. Шульц, А.Н. Дольский, Л.Н. Пумпянский, А.Л. Каганович, И.А. Бартенев, А.С. Гривнина. До 2007 года на протяжении почти двадцати лет факультет возглавлял профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации Г.Н. Павлов. В настоящее время деканом факультета является доктор искусствоведения, профессор С.М. Грачева.
На дневном отделении срок обучения - 4 года, на заочном – 5 лет; для лиц, имеющих высшее образование, срок обучения на заочном отделении – 3,5 года. Имеется очная (2 года) и заочная (2,5 года) магистратура и аспирантура.
Уровень и характер подготовки специалистов определяют педагоги двух выпускающих кафедр факультета – русского и зарубежного искусства, которые сегодня возглавляют такие ученые, как вице-президент Российской академии художеств профессор В.А. Леняшин и кандидат искусствоведения, профессор А.А.Курпатова.
Профессора Н.С. Кутейникова (заслуженный деятель искусств России), Е.В. Нестерова, А.В.Степанов, Е.А.Боровская, О.А.Кривдина, Л.И.Давыдова, В.А.Семенов, Е.Ю.Турчинская; доценты Е.В.Калимова, О.И.Томсон, В.С.Шилов, С.Е.Большакова хорошо известны своими фундаментальными научными исследованиями по истории и теории искусства.
На факультете сохраняется традиция привлечения к преподаванию крупных специалистов из ведущих музеев Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея. Среди педагогов факультета известные сотрудники музеев – Л.И. Давыдова, О.А. Кривдина, М.А. Сорокина, Д.В.Любин, И.А.Соколова.
Аспирантура при кафедрах готовит научные и педагогические кадры искусствоведов.
В структуру факультета теории и истории искусств входит художественный информационный центр, который обеспечивает факультет методическими материалами и наглядными пособиями. В нем хранится богатейший фонд слайдов, диапозитивов, негативов, фотоматериалов, методических пособий XX века, а также частично сохранившийся фонд XIX века, постепенно создается электронный фонд учебно-методических комплексов, оснащается новейшими компьютерными технологиями.
Выпускники факультета после окончания академии работают в различных отраслях культуры и искусства: музеях, выставочных залах и галереях, в специализированных издательствах, в средствах массовой информации, имеют возможность заниматься научно-исследовательской и педагогической деятельностью.
Подготовка искусствоведов в академическом художественном ВУЗе имеет свою специфику. Одной из особенностей является постоянное взаимодействие в процессе обучения со студентами творческих факультетов и общение с ведущими мастерами изобразительного искусства и архитектуры, преподающими на творческих факультетах. Будущие искусствоведы имеют возможность непосредственно наблюдать творческий процесс при посещении учебных мастерских. Они участвуют в обсуждении семестровых выставок, в рамках учебных заданий пишут критические статьи о выставках, в том числе проходящих в Итальянском зале академии и Музее Академии художеств.
Другая особенность заключается в том, что искусствоведы обучаются рисунку, т.е. одной из основных специальных дисциплин на творческих факультетах. Практическое рисование воспитывает уважение к труду художника и помогают понять особенности художественного процесса. Кроме того, студенты факультета теории и истории искусств имеют уникальную возможность изучать технику и технологию художественных материалов в академических лабораториях и производственных мастерских (печатных, мозаичной, гипсоформовочной и т.д.)
Основной формой академического обучения являются лекционные и семинарские занятия, проходящие не только в аудиториях, но и на материалах экспозиций и фондов крупнейших музеев Санкт-Петербурга и пригородных дворцов-музеев, текущих выставок в мастерских художников. Последовательность и характер летней практики (архивной, музейной и редакционно-издательской) имеет своей целью максимально полно познакомить студентов с основными формами будущей профессиональной деятельности.
Акцент в обучении искусствоведов в Санкт-Петербургской академии художеств делается, прежде всего, на анализе художественного произведения, который выделен в самостоятельный теоретический курс, и является обязательным элементом базовых курсов истории искусств. Одновременно с этим работа над курсовыми заданиями по самостоятельно выбранным темам призвана не только привить навыки исследовательской работы, но и интерес к собственно художественным произведениям, освоить методику работы с художественным произведением, учитывая специфику того или иного вида искусства.
Все это развивает в студентах умение самостоятельно мыслить, ставить и решать профессиональные задачи.